Ученые изменили гены в эмбрионе

Китайские ученые изменили гены в человеческом эмбрионе

Ученые смогли совершить прорыв в генной инженерии. Впервые удалось видоизменить геном эмбриона человека. В эксперименте были использованы нежизнеспособные зародыши, полученные из клиник планирования семьи.

Для работы была использована система редактирования генома CRISPR/Cas9. С ее помощью из ДНК был удален мутантный ген HBB, являющийся причиной бета-талассемии, тяжелого генетического заболевания крови. Устранение наследственных заболеваний на стадии развития эмбриона является одной из основных целей генетических манипуляций.

Ферментный комплекс CRISP/Cas9 поместили в 86 зигот. Через 48 часов должно было произойти генетическое редактирование, а эмбрионы должны были увеличиться до восьми клеток. 71 зародыш успешно пережил эксперимент, при этом только у 28 была произведена необходимая генетическая редакция.

Руководитель работы Цзюньцзю Хуан из Университета Сунь Ятсена отмечает, что для работы с нормальными эмбрионами успешность метода должна приближаться к 100 процентам.

В ряде случаев ферментный комплекс редактировал геном в неверных участках. Число мутаций оказалось более высоким, чем в экспериментах с эмбрионами мышей или клетками взрослых людей. Именно возможность мутаций и настораживает ученых вплоть до того, что, как говорит сам Хуан, журналы Nature и Science отказывались печатать его статью.

Опасность редактирования генов эмбрионов заключается в возможности передачи измененной ДНК следующим поколениям с непредвиденными последствиями. Не стоит забывать и о возможности этой технологии оказаться в руках тех, кто может использовать ее во вред.

Цзюньцзю Хуан планирует дальнейшую работу с тем, чтобы сделать действие ферментного комплекса более точным, заставить его отключаться раньше, чем накопятся опасные мутации. Также он намеревается использовать другие редакторы генома, надеясь, что они дадут меньше мутаций.