Социальная сеть Facebook сообщила, что провела психологический эксперимент над своими пользователями. В течение недели она показывала 689 тысячам англоязычных пользователей только негативные или только позитивные новости. В результате те, кто видел только отрицательные сообщения, сами начинали распространять негатив через свои статусы и комментарии. А те, кто видел положительные новости, демонстрировали хорошее настроение.
После сообщения об эксперименте Facebook подверглась массированной критике за то, что не уведомила пользователей о проводимом эксперименте.
Суть такого эксперимента, его последствия и законность прокомментировала для Pravda.Ru действительный член МАИСУ (ICCIA), педагог, писатель, психолог Ева Израилевна Весельницкая
— Насколько часто проводятся такие эксперименты над человеком?
— Не мне судить, насколько часто это происходит. Об этом судить тем, кто проводит такие эксперименты.
Безусловно, этим занимаются. Это бывает вызвано и политической необходимостью, и внушением для агрессивного продвижения каких-то товаров, иногда для идеологической обработки людей. Естественно, это может давать и положительный, и отрицательный эффект, в зависимости от того, кто, простите, заказывает музыку и какая задача при этом ставится.
Но вот то, что люди, в основном, очень внушаемы и, действительно, почти совсем не готовы противостоять массированной, профессионально отобранной информации — вот это несомненный факт.
И это известно уже давно, это лежит в основе теории психологии толпы. И на этом свойстве человеческой психики, можно сказать, создаются тренды, делается мода, культивируется всеобщая любовь к политикам, так можно заставить вспыхнуть национальную любовь или посеять межнациональную рознь.
Все, о чем я говорю — это искусственно внедренное, оно не опирается на что-то подлинное, на культурные корни, на реально существующие в душе человека понятия.
Все, что внушено, никогда не бывает долгосрочным, но само воздействие очень действенно и ощутимо. Потом, когда внушение проходит, большинство людей начинают понимать, что вообще-то они так не думают, вообще-то все это им не интересно совершенно, что сами они не такие. Но когда идет грамотная манипуляция сознанием, направлением мысли, этому противостоять практически невозможно.
Парадокс мне видится в том, внушение направлено как бы по большим площадям, как бы, обращаясь к некоему определенному кругу людей, имеющих некие общие характеристики: один социальный слой, одна возрастная группа, один образовательный уровень.
И, используя присущую многим стереотипность мышления, получают нужный эффект, создают требуемое мнение. Такое мнение можно легко создать, так же, как вызвать моментальную общую агрессию. Вот он, пресловутый эффект толпы!
С отдельным человеком такого моментального внушения добиться сложно.
— Как быстро человек перестраивается от направленного на него негатива или позитива?
— Это уже зависит от различных дополнительных факторов: от качества запущенной информации, насколько грамотно она сделана, и от степени внушаемости самого человека. Не слишком образованный человек, сильно зависимый от мнения среды, в которую запущено внушение, не привыкший иметь и отстаивать свое мнение, не склонный к анализу обрушенной на него информации, поддается манипулированию быстрее. И это нельзя назвать слабоволием — скорее это инфантильность: все говорят и я начинаю так думать.
Противостоять же информационному манипулированию может человек психологически взрослый, со своим стержнем, внутренним убеждением. Вот такой человек, прежде чем поддаться всеобщей эйфории или истерии, попытается подвергнуть анализу поступающую информацию, подумать, насколько внушаемое соответствует его внутренним убеждениям и взглядам. Да и просто оторваться от источника внушения.
Вот, скажите, кто, собственно, мешал людям отвернуть свою мордочку от монитора, от Facebook, переключиться на что-то другое в реальной жизни? Посмотреть на происходящее в это время в соцсети со стороны, успеть обдумать аргументы и противопоставить им свои собственные?
Да, это работа, внутренняя работа души, напряжение ума, это далеко не всем удается, не все на это способны или имеют желание это делать Поэтому и получается такой эксперимент Facebookа, и, думаю, результаты куда как более плачевные, чем многие себе представляют.
— Имеют ли право проводиться такие эксперименты?
— А вот это совсем другой вопрос, юридический. Я не знаю, какие тут применяются законы, но вообще-то эксперименты такого рода над людьми запрещены, как известно. Но получается, что запрещенный над одним человеком эксперимент, СМИ проводят над большим количеством людей, над толпой, подавая информацию в нужном ключе, дозируя ее нужным образом. Имеют ли они на это право? Не знаю…
Я не фанат Facebook, я там бываю переписываюсь с друзьями, но я там не "живу", как некоторые. А ведь для скольких людей это территория самовыражения, самореализации, почти — жизнь, заменившая реальность? Вот и проводят над ними свои эксперименты психологи для больших научных работ. Хотя те выводы, которые им удалось сделать с помощью этого сомнительного эксперимента, лишь подтверждают то, что совершенно не новость как для психологии, так и для социологии.
— Многие пользователи Facebook возмущены и считают, что их как минимум должны были предупредить…
— Да, действительно, все это было сделано очень нечестно, абсолютно неправильно по отношению с людям. С моей точки зрения, любые эксперименты над людьми должны быть запрещены. А психологические эксперименты, которые, кстати говоря, оставляют нередко очень глубокие психологические следы и могут иметь серьезные последствия — вообще противозаконны.
А по поводу этих развеселых ребят-экспериментаторов с Facebook, я скажу, что их порядочность стоит куда как дешевле, чем заказ, который они выполнили.
Читайте также:
Facebook признался в тайном эксперименте над эмоциями сотен тысяч пользователей
Мессинг открыл тайну одного эксперимента
Владимир Файнзильберг: Всем, что происходит в соцсетях, манипулируют подготовленные люди