В Арктике прошли испытания нового российского батискафа "Лошарик"

Глубоководная атомная станция "Калитка" прошла испытания в Северном Ледовитом океане. Как пишет "Взгляд", станция, получившая ласковое прозвище "Лошарик", приняла участие в подводных буровых работах на шельфе Менделеева. Аппарат помогал корректировать бурильные работы, которые проводились с ледоколов "Капитан Драницын" и "Диксон" для определения внешней границы континентального шельфа России.

По данным Минприроды, хребты Ломоносова и Менделеева хранят в себе запасы нефти и газа в размере более 5 миллиардов тонн. Во время экспедиции "Лошарик" работал на глубине 2,5-3 километров в течение 20-ти дней. За счет атомного реактора и уникального титанового корпуса лодка может находится под водой намного дольше, чем гражданские батискафы на аккумуляторах. "Лошарик" передвигается не самостоятельно, он прикреплен к днищу переделанной стратегической подводной лодки "Кальмар". С помощью манипуляторов аппарата был собран подводный грунт.

"В результате совместной работы получен огромный объем геологического материала. Отобрано более 500 кг обломков классифицируемых горных пород. Результаты экспедиции лягут в основу заявки в комиссию ООН по морскому праву на подтверждение продолжения континентального шельфа России, ранее отклоненную за недостаточностью геологических образцов, и, соответственно, приоритетного права на разработку ресурсов шельфа", — рассказал источник в Минобороны в интервью "Известиям".

Сейчас "Лошарик" проходит техослуживание на заводе "Севмаш". Поскольку "Лошарик" оснащен атомным реактором, после каждого выхода в море лодку приходится осматривать.

"В ходе ремонта планируется восстановить техническую готовность лодки, проверить узлы и механизмы, в частности валы и гребные винты. Хоть глубина для этой лодки была не очень большая, но придется выравнивать корпус. Во время одного из погружений вышла из строя система внешнего освещения — заменим и ее", — рассказал источник в оборонно-промышленном комплексе.

Читайте также: В России вновь появится звание "заслуженного изобретателя"

Специалисты отмечают высокую потребность в таком аппарате, сообщает портал "Накануне". Сейчас в России помимо "Лошарика" на глубине 2-3 км могут работать только глубоководные станции "Мир", однако эти батискафы работают от аккумуляторов и требуют подзарядки каждые 72 часа. В то же время "Лошарик" — это полноценная субмарина с атомным реактором, которая позволяет обеспечить автономную работу батискафа в течение несколько месяцев. Внутри есть места для отдыха экипажа, рабочие помещения, камбуз, обеспечивается регенерация воздуха и воды. Кроме того, у "Миров" слабые манипуляторы, не предназначенные для сложных работ.

Сейчас "Лошарик" принадлежат Главному управлению глубоководных исследований Минобороны, которое подчиняется напрямую министру обороны Анатолию Сердюкову. В военно-промышленных кругах ГУГИ неофициально называют подводной разведкой.

Обсудить