Ученые из США и Швейцарии разработали полимер, повреждения на котором под воздействием ультрафиолетового излучения полностью "заживают" за минуту, что позволит в будущем "лечить" ультрафиолетом царапины на автомобилях.
Группа под руководством Кристофа Ведера из Западного резервного университета Кейза получила полимерные соединения, в которых процесс "заживления" активизируется ультрафиолетовым излучением, сообщает
"Молекулярная структура этих материалов позволяет им изменять свои свойства под действием большой дозы ультрафиолетового излучения", - поясняет профессор Ведер. "Традиционные" полимеры состоят из длинных молекул, похожих на цепочки из тысяч атомов. В новом соединении ученые использовали технологию супрамолекулярной сборки, когда более короткие молекулы соединяются в цепочки нужной длины "клеем" из ионов металлов.
Для "заживления" оказалось достаточно локального воздействия ультрафиолета в течение примерно 60 секунд, поэтому теоретически объекты с таким покрытием можно ремонтировать и под нагрузкой, не останавливая их работу, передает
Следующим шагом в исследовании, по словам ученых, будет создание покрытия на основе нового полимера, пригодного для практического использования. Новые соединения могут найти применение, например, в лакокрасочных покрытиях для мебели и техники, в том числе и автомобилей.
В составе данного покрытия присутствуют наночастицы специального акрилового полимера, которые способны проникать даже в самые мелкие микротрещины и микроуглубления, делая поверхность абсолютно гладкой. Благодаря подобному покрытию, которое прибавлет менее 150 граммов к весу самого самолета, стало возможным повысить гладкость поверхности на 40 процентов.
Такое увеличение гладкости поверхности позволяет экономить около двух процентов авиационного топлива. В масштабах крупной авиационной компании эта цифра означает экономию десятков миллионов долларов в год, плюс экологические моменты.