До недавнего времени понятие «забить стрелку» ассоциировалось у законопослушных граждан исключительно с обычаями криминальной среды. Представление об этих самых стрелках, составленное по многочисленным фильмам и книгам, примерно такое: приезжают в условленное место бритоголовые братки, увешанные с ног до головы оружием и золотыми цепями, становятся друг напротив друга, словно русские и татары во время исторического стояния на реке Угре, и ждут, пока авторитеты с обеих сторон решают спорный вопрос в ходе переговоров («перетирают»). В зависимости от итогов «терок» бойцы могут разъехаться мирно, а могут и начать выяснять отношения с помощью огнестрельного и холодного оружия (устроить «мочилово»). В общем, все по понятиям.
В понедельник, 12 сентября, демократы и либералы Москвы (не путать с либерал-демократами) устроили на Пушкинской площади митинг в защиту политзаключенных Ходорковского и Лебедева. Поддержать опальных олигархов, томящихся в тюрьме по явно надуманному обвинению в махинациях с какими-то никому не нужными налогами, пришли несколько десятков правозащитников из группы "Мы - с Ходорковским!" и Общероссийским движением "За права человека". Их поддержала либеральная молодежь столицы – юные хакамадовцы из «Нашего выбора», члены молодежного СПС, оппозиционного движения «Оборона» и даже карликового движения «Мы». Несмотря на такое разнообразие, народу на митинге, было, в общем, не густо – считая многочисленную прессу и приходящих-уходящих сочувствующих не больше ста человек. Очевидно, правые были несколько разочарованы. Ведь они собирались вывести на площадь гораздо более серьезные силы – толпы сторонников, которые показали бы искренне ненавидимой либералами власти, что правые по-прежнему остаются в игре.
А после позорного поражения на последних парламентских выборах – разумеется, в том, что народ не проголосовал за либералов, виноваты не сами либералы, а народ – правым нужно очень постараться, чтобы изобразить из себя серьезного игрока. Поэтому митинги, подобные вчерашним, крайне важны для правых – они демонстрируют обществу и власти, что есть у правых еще порох в пороховницах. Иными словами, возвращаясь к терминологии полублатной-полукриминальной среды, устраивая такие митинги, правые занимаются «распальцовками».
Казалось бы, причем здесь криминальный жаргон? Да притом, что вчерашний митинг на Пушкинской вылился в банальную «стрелку». Одновременно с правыми на площадь явились крепкие ребята в майках с изображением тюремной решентки и лозунгом «МБХ – в тюрьму!», вооруженные... футбольными дудками. Как выяснилось несколько позже, молодые люди были членами организации «Молодежное Единство», которая подала заявку на проведение митинга одновременно с правозащитниками. Обе стороны были экипированы до зубов – у сторонников Ходорковского в руках были плакаты «Подлая власть!» и «Объединимся против репрессий!», их противники развернули транспаранты все с тем же призывом отправить МБХ в тюрьму, где, впрочем, он пребывает и без их пожеланий (в отличие от наслаждающихся свободой правозащитников из группы «Мы – с Ходорковским!»). Между двумя армиями встали суровые ребята из ОМОНа, готовые предотвратить кровопролитие («мочилово»). Но помощь ОМОНа не потребовалась. Все обошлось без крови, хотя и не без некоторого шума.
Утомленные однообразно-обличительными речами правозащитников, среди которых блистали такие звезды либерального лагеря, как «бесовской батюшка» Глеб Якунин, Иван Стариков и Лев Пономарев, сторонники «Молодежного Единства» начали дудеть в футбольные дудки. Громкие и пронзительные звуки пищалок заглушали слабые голоса либералов. Защитники Ходорковского пытались противостоять этой звуковой атаке, но безуспешно. Ряды демократов начали таять – от и без того невеликой толпы стали откалываться группы молодых людей, решивших поискать приключений где-нибудь в другом месте. В итоге митинг, который, по мысли его организаторов, должен был продолжаться два часа, закончился уже через час. Не выдержав непрекращающегося дудения, либеральные защитники МБХ свернули свои плакаты и растяжки и ретировались с поля боя. Разумеется, постаравшись сделать хорошую мину при плохой игре. Так, по мнению Дмитрия Орлова, директора Агентства политических и экономических коммуникаций, «то, что митинг закончился на час раньше заявленного, может свидетельствовать о том, что некоторый небольшой всплеск уличной активности, который был связан с делом Ходорковского, потихоньку затихает».
Позволим себе не согласиться. Чего-чего, а уличной активности вчера на Пушкинской площади было предостаточно. Просто у оппозиции, пытавшейся сделать ставку на «энергию улицы», элементарно не выдержали нервы. Сидя в удобных креслах перед телекамерами, правые любят порассуждать о том, что хотя власть контролирует СМИ, симпатии улицы все равно остаются на стороне либералов. Но вот вчера наступил момент истины – и оказавшись в эпицентре неконтролируемой, уличной стихии, правые, выражаясь все тем же полублатным языком, немедленно «облажались». «Тем, что митингующие за Ходорковского ушли раньше заявленного времени из-за шума противников, они проявили слабость, – считает политолог Олег Матвейчев. - Надо было продолжать митинговать – и все. Даже если бы завязалась драка, информационный повод стал бы больше. Мне кажется, они тут неправильно поступили. «Единство» добилось своей цели».
В Библии есть рассказ о том, как могучие стены Иерихона пали от звуков ревущих труб армии Иисуса Навина. Три тысячи лет спустя сплоченные ряды защитников Ходорковского и иных проворовавшихся олигархов дрогнули, а рыцари-правозащитники бежали, словно унесенные ветром, стоило на них немножко подудеть из футбольных пищалок. Печальная, но очень символичная история. Правая оппозиция не способна ни драться, ни даже убедительно «гнуть пальцы». А без этого умения, как хорошо знают некоторые сидящие в тюрьме олигархи, добиться успеха сложно не только в бизнесе.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.