Никто не ожидал от 12 сентября больших политических неожиданностей. Но они случились и всех еще больше запутали. Ясными остались, по крайней мере, два обстоятельств: времена технических премьеров в России еще не кончились, а вопрос преемника по-прежнему остается открытым.
В первом половине дня на заседании в Кремле глава российского правительства обратился с просьбой об отставке. Он объяснил свое решение «приближающимися крупными политическими событиями в стране и желанием предоставить президенту России полную свободу выбора решений, включая кадровые». Владимир Путин отставку правительства принял. С это минуты все министры стали и.о. Не исключено (и даже отвечает запросам общества), что кое-кто из них расстанется с портфелем.
О том, что дни правительства сочтены, накануне предположила газета «Ведомости» и со ссылкой на осведомленные источники (неназванные банкир и крупный кремлевский чиновник) уже рассуждала о том, что пора бы Владимиру Путину объявить имя своего преемника. И что Сергей Иванов старше и более подготовлен к премьерской должности, чем Дмитрий Медведев.
Во второй половине дня в среду председатель Государственной Думы Борис Грызлов заявил в эфире радиостанции «Эхо Москвы», что президент Владимир Путин предложил кандидатуру Виктора Зубкова на пост председателя правительства России. В четверг Зубков встретится с руководителями думских фракций, а уже в пятницу по его кандидатуре состоится голосование.
Подобного поворота событий, чувствуется, не ожидал никто. Попали пальцем в небо не только источники «Ведомостей», но и весьма искушенные политики. Первый зампред Госдумы Олег Морозов буквально за какие-то минуты до оглашения президентской кандидатуры отметил, что не предвидит «никакого экзотического варианта» и назвал «весьма логичным» выдвижение нового премьера на пост президента, заочно зарезервировав за ним место в первой тройке федерального избирательного списка «единороссов».
Даже искушенный лидер ЛДПР не разглядел подвоха и назвал наиболее реальных кандидатов на пост премьер-министра России. По его словам, возглавить кабинет министров могли бы первый вице-премьер Сергей Иванов, глава «Рособоронэкспорта» Сергей Чемезов, вице-премьер Сергей Нарышкин или глава ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. После этакого афронта кредит Владимира Жириновского как политического прорицателя будет серьезно девальвирован.
Президент решил повторить «эффект Фрадкова», при назначении которого никто и предположить не мог, что кабинет министров возглавит мало кому известный, хотя и в министерском ранге, представитель России в Евросоюзе. Между тем, накануне возможность неожиданного хода президента не исключалась экспертами, как раз и припомнившими брюссельского выдвиженца.
Но их не услышали. Потому что все настроены на волну «преемника». Какое на (или при) дворе сейчас время – собирать камни или уклоняться от объятий? Элитам надоела неопределенность, мешающая им принимать даже среднесрочные шаги, не говоря уже о стратегических замыслах. Но Владимир Путин – иначе его рокировку истолковать нельзя – полагает, что называть «преемника» рано. Логика здесь очевидна, главе государства тоже не интересно самому укоротить интерес общества к себе, это во-первых. Во-вторых, нет никакого смысла расхолаживать интригу. Вероятно, возобладал вариант, когда президент тем или иным способом изъявит свою поддержку уже зарегистрированному кандидату.
Утверждать, что фигура Виктора Зубкова временная переходная краткосрочная, не решится сегодня никто, памятуя того же Михаила Фрадкова, кому все эти эпитеты были в свое время адресованы. Сегодняшний отставник лишний раз подтвердил собственным примером известную присказку о том, что в России нет ничего постояннее временного. А сегодня уже как-то и забылось, что назначен он был премьер-министром 5 марта 2004 года. То есть исполнял должность не так уж мало – даже по постсоветским меркам, не говоря о мировых. Совсем немного отстал от премьерского стажа Михаила Касьянова.
Зубков напоминает скорее глав правительств советской эпохи, нежели формации недоразвитого капитализма. В первую очередь по возрасту – новому премьеру 65. Его успехи на сельской ниве Ленобласти обязательно вскоре будут подняты из забвения, пока же можно сказать одно: руководящую обойму страны пополнил еще один питерский, лично известный президенту. И давно пользующийся его доверием – иного назначения на пост главного финансового разведчика страны и быть не могло.
Продвижение Зубкова на пост премьера логично рассматривать как ориентацию кабинета на усиление борьбы с коррупцией. Не далее как во вторник, еще будучи главой Росфинмониторинга, Виктор Зубков участвовал в работе первого Российского национального банковского фестиваля в Черногории. Его выступление, посвященное роли банков в противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, имело там успех, констатировала утром в среду «Российская газета». Видимо, у правительственного органа все-таки более надежные источники, чем у «Ведомостей».
Развернутых комментариев на отставку российского правительства из-за рубежа следует ожидать в четверг. Им, как и нам, происшедшее тоже надо переварить.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.