В Совете Федерации ведется разработка закона, регламентирующего деятельность в интернете, сообщают "Новые Известия". Сенатор от Тувы Людмила Нарусова, входящая в состав комиссии по информационной политике, считает, что ситуация, сложившаяся в сети, требует незамедлительного вмешательства соответствующих органов.
"Интернет превратился в помойную яму, куда можно слить все что угодно, без какой-нибудь аргументации, без малейшей экспертизы на достоверность, — заявил она. — Это все распространяется как эпидемия холеры, поэтому вопрос более чем актуален. В интернете легко обнаружить самые невероятные слухи, в том числе очерняющие чью-либо репутацию. И если к газете можно предъявить иск, призвать к ответственности, то в сети это практически нереально".
С другой стороны, подчеркнула она, сенаторы понимают, что никакими формальными запретами распространителей информации не ограничить. Поэтому, по ее словам, речь идет о введения не контроля, а привлечения к ответственности "авторов тех сайтов, где появляются всевозможные небылицы".
По ее словам, к разработке закона "Об интернете" предполагается привлечь владельцев сетевых ресурсов и представителей общественных организаций.
"Но превращать одно из лучших достижений XX века в мусорную яму, зловонно попахивающую, нельзя. Надеюсь, вы с этим спорить не будете", — говорит Нарусова.
На предположение, что вслед за сайтами под контроль попадет под предлогом защиты от терроризма и переписка граждан, Нарусова заметила: "Это полицейский подход и абсолютное непонимание духа времени".
"Запретить людям переписываться по электронной почте не сможет никто, — считает она. — Другое дело, если человек работает на ядерном полигоне или в месте, где хранится стратегическое оружие, наверное, переписка должна быть ограничена в плане такой информации".
По ее словам, пока конкретные формы контроля за сетевым сообществом не разработаны. "Мы будем вырабатывать эти формы только коллегиально. И, конечно, готовых рецептов у нас пока нет", — сказала Нарусова.
Она поддерживает идею получения лицензий владельцами русскоязычных ресурсов. "Я думаю, что эта мера усилила бы ответственность", — считает она.
По словам Нарусовой, законопроект поступит в Госдуму в течение следующего парламентского года.
Что касается возможных контролирующих органов, то, по мнению Нарусовой, "это не должны быть ни чиновники, ни люди в погонах".
"Как действуют некоторые чиновники, мы знаем. Что касается силовиков, то келейность принятия решений, характерная для них, здесь тоже абсолютно исключена. Это должен быть профессиональный совет, который станет принимать коллегиальные решения в абсолютно открытой форме", — заявила Людмила Нарусова.
Над законопроектом работают Мининформсвязи и крупнейшие IT-компании
Председатель информационной комиссии верхней палаты, вице-спикер Совета Федерации Дмитрий Мезенцев в свою очередь сообщил РИА "Новости", что законопроект разрабатывается совместно с Мининформсвязи и крупнейшими компаниями, работающими во всемирной компьютерной сети.
По его данным, консультации по законопроекту начались еще несколько месяцев назад. "Они начались задолго до мартовского заседания нашей комиссии, на которой мы с представителями министерства обсуждали проблемы развития интернета", — сказал он.
По словам вице-спикера, законодатели хотят понять, "какие должны быть подходы к механизму регулирования интернета с тем, чтобы ни в коей мере никто из добросовестных пользователей сети не только не страдал, но ему не мешали работать". "Это важно совместить с подходами нового Закона "О СМИ", — сказал Мезенцев.
Лужков призвал навести порядок в интернете
Напомним, что 16 мая мэр Москвы Юрий Лужков опубликовал статью в газете "Известия", посвященную проблемам всемирной паутины. Мэр Москвы заявляет, что интернет давно уже осваивают "разного рода мародеры", и поэтому нуждается в регулировании.
"Сегодня интернет все больше напоминает Мировой океан XVI-XVIII веков, превращаясь в территорию господства разного родапиратов", — пишет Лужков. Эта тенденция нарастает по мере того, как увеличивается число пользователей сети и растет ее значение в мировой политике, экономике, общественной жизни.
"Пропаганда насилия и наркотиков, торговля людьми и индустрия детской проституции — это реальность сегодняшнего интернета", — отмечает он.
"Интернет постепенно осваивается откровенными террористами, превращающими сеть не только в свой почтовый ящик, но в настоящую военную инфраструктуру "мирового подполья", — считает Лужков. — Здесь планируются взрывы мирных городов, проводятся совещания лидеров мирового терроризма, пропагандируется уничтожение врагов многочисленных "единственно верных учений", публикуются сцены казней "неверных".
Лужков: "Через веб-сайты "отмывается" откровенная дезинформация"
"На каждом шагу потребители интернета сталкиваются и с еще одной особенностью этого "оружия массового поражения". Всемирная паутина превратилась в главную территорию черного пиара, информационных и политических провокаций, разного рода "уток", развешивания лапши и выращивания электронными средствами развесистой клюквы. Через веб-сайты "отмывается" откровенная дезинформация. Технология хорошо известна. В интернете можно опубликовать все что угодно по известному геббельсовскому принципу: чем более нагла и бесстыдна ложь, тем лучше и удобнее".
"А ссылка на интернет поможет "подать" дезинформацию не как откровенный компромат или поливание грязью, а как попытку журналиста разобраться в том, что бы могло означать появление такой информации. То, что часто анонимные авторы сети и газетные журналисты играют при этом "с одной руки" и разыгрывают заранее отрепетированные роли — тоже не секрет", — пишет Лужков.
Он отмечает, что "человек, оскорбленный и оклеветанный пауками из Всемирной паутины, может обратиться в суд по поводу защиты чести и достоинства, опираясь, например, на статьи Гражданского кодекса РФ".
Но такое правоприменительной практики фактически не существует поскольку клеветники могут изъять текст из сети, — это дело техники. А кроме того, опровержение в лучшем случае появится все на том же сайте с весьма незначительной аудиторией. "Подхватившие же и разнесшие дезу по всему свету издания и телерадиоканалы никакой ответственности формально не несут", — отмечает Лужков.
"Нужен специальный закон об интернете"
Мэр Москвы подчеркивает, что все описанное — следствие реального выпадения "паутинного" информационного поля из поля правового. Вернуть интернет в рамки цивилизованного законодательства — насущная задача общества.
"Отчасти можно понять опасения тех, кто говорит, что попытки "зарегулировать" интернет — это наступление на свободу, демократию и права человека, — пишет Лужков. — Но дальнейшее бесконтрольное развитие Всемирной сети — путь в никуда, это грозит превращением интернета в "криминальный мир".
"А приверженность ценностям свободы как раз и состоит в том, чтобы осознать эту логику развития событий, проявить ответственность и суметь сохранить интернет для человечества. Не ограничить доступ к источникам достоверной информации, не растащить единую мировую сеть по "национальным квартирам", не ввести произвольную цензуру, а именно выстроить четкие и однозначные правила, касающиеся в том числе и содержательной части бесчисленных сайтов".
"В конце концов, когда вы едете по дороге на машине, то ведете себя не абы как, но придерживаетесь правил дорожного движения. Прекрасно понимая, что от их соблюдения всеми зависит ваша личная безопасность", — отмечает мэр.
"Прежде всего необходимо повысить ответственность сетевых журналистов"
"Прежде всего необходимо повысить ответственность сетевых журналистов и операторов за объективность помещаемой информации. Это может быть достигнуто в результате принятия комплексного пакета мер юридического и законодательного характера", — считает Лужков.
По его мнению, должно быть дано однозначное определение прав и обязанностей пользователей сети. "Интернет-провайдеры смогут получать официальные лицензии на такого рода деятельность, а сайты с полным основанием регистрироваться как средства массовой информации", — отмечает Лужков.
"Интернет должен отдельной строкой фигурировать в Законе о СМИ — с тем, чтобы не приходилось гадать, относится ли он, согласно нынешнему тексту этого закона, к "иным средствам массовой информации".
Соответственно должна появиться юридическая возможность выносить официальные предупреждения сетевым изданиям, и закрывать можно будет только по решению суда, а не в результате незаконных хакерских взломов", — пишет он.
Кроме того, отмечает Юрий Лужков, новые законодательные положения должны будут гарантировать и права провайдеров — в частности, путем введения строгих наказаний за попытки взлома сайтов, за насильственную, с помощью технических ухищрений, фальсификацию их содержания, за создание сайтов-двойников и т.д.
"На втором этапе речь может идти и о разработке специального закона об интернете. Целесообразность такого закона, насколько известно, не ставится под сомнение ни специалистами, ни многими законодателями. Как говорил еще Платон, всего дальше отходит от разума то, что отклоняется от закона", — подчеркивал Лужков в своей статье.
В сентябре прошлого британские правозащитники опубликовали исследование, доказывающее, что сетевые ограничения и надзор за коммуникациями во всем мире достигли беспрецедентного уровня. Соответствующее исследование "Silenced" ("Заткнули рот") проводилось интернет-экспертами и правозащитниками по поручению организаций Privacy International и GreenNet Educational Trust в более чем в пятидесяти странах.
По мнению авторов исследования, ущемлением свободы слова в Сети и введением технологических и регулятивных стандартов надзора за телекоммуникациями сетевое сообщество обязано в первую очередь Соединенным Штатам и Великобритании, которые первыми и наиболее активно выступали за подобные меры интернет-регулирования. В большинстве регионов сетевая цензура стала обычным делом.
Как отмечают эксперты, "11 сентября 2001 года предоставило правительствам многих стран повод внедрить ограничения свободы слова, которым граждане прежде противились". Кроме того, западные державы способствуют распространению цензуры в развивающихся странах, так как последние с Запада получают технологии и оборудование, необходимые для организации надзора за телекоммуникациями. Без помощи Запада, утверждают эксперты, развивающимся странам не удалось бы столь успешно внедрять цензуру. В исследовании подчеркивается также, что в последние годы с точки зрения ограничений свободы слова и цензуры корпорации вполне способны составить властям конкуренцию.
Эксперты, тем не менее, упоминают некоторые позитивные тенденции: во многих странах принимаются законы о защите конфиденциальности, создаются технологии, обеспечивающие защиту анонимности, а разница законов в различных странах обеспечивает диссидентам некоторую свободу маневра. С точки зрения знания технологий и умения ими пользоваться организации, ущемляющие права человека, догоняют активистов.
Интернет-регулирование по-азиатски
Бирма прочно занимает первое место по "удушению" Интернет-свободы в азиатском регионе, обгоняя даже такие страны, как Китай и Вьетнам, где государство тоже контролирует Интернет. Власти Бирмы запретили пользователям Интернета в своей стране размещать в Сети любые материалы политического содержания, которые прямо или косвенно "вредят государству". Бирманские власти не раз давали понять: они не желают, чтобы какая-то новая технология способствовала беспорядкам в стране, и готовы душить ее на корню, в отличие от Китая, где диссиденты все-таки умудряются использовать Интернет для своих целей. Пока умудряются.
Пару лет назад в Китае был принят новый закон о телекоммуникациях, регулирующий интернет-бизнес. Закон ограничивает привлечение иностранного капитала в китайские интернет-компании, устанавливает правила слежения за информацией, помещаемой на сайтах. По закону компании должны в течение 60 дней хранить все материалы своих сайтов и информацию об их посещениях и предоставлять все эти данные по первому требованию полиции. Интернет-цензура по-российски
По материалам российских СМИ
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.