Что для России день 7 ноября, уже второй год как исключенный из перечня государственных праздников, но по-прежнему милый сердцам некоторой части населения? Пресс-конференция, которая состоялась вчера в Независимом пресс-центре, так и называлась «7 ноября: чей праздник?».
Действительно ли он несет исторически заложенный революционный заряд, и в какой степени отражает противоречивость сознания россиян, является ли красный день календаря лишь отмененным властями праздником или остается значимым политическим символом - так очертили круг вопросов дискуссии ее организаторы.
Если руководствоваться не пресловутым классовым самосознанием, а нормами международного права, в ночь с 25 на 26 октября 1917 году по старому стилю летоисчисления в Петрограде произошел вооруженный захват власти. Затем последовал разгон Учредительного собрания, легитимно избранного с целью определения нового государственного устройства пост-монархической России.
Большевики во главе с Лениным прекрасно сознавали, что у них нет шансов составить парламентское большинство и предпочли силовой вариант цивилизованной конкуренции с партией социалистов-революционеров. Долгое время победители совершенно не стеснялись называть эти события «октябрьским переворотом», всячески превозносили «диктатуру пролетариата» и даже «красный террор». И только в сталинском «Кратком очерке истории ВКП(б) образ кровавого насилия был облагорожен и возвеличен. По цивилизованным меркам 7 ноября праздник торжества беззакония и насилия, несовместимый с новым историческим выбором России.
Сегодня КПРФ, которая по сути не является ни правопреемницей КПСС, ни продолжательницей левой идеологии, все более увлекается националистическими лозунгами. "Главная задача нашей партии, - заявляет лидер КПРФ Геннадий Зюганов, — спасение русского народа. А вместе с ним — спасение государства Российского». На деле Зюганов продолжает эксплуатировать растерянность старшего поколения, для которого 7 ноября остается символом утраченной стабильности - главным образом, материально-бытовой, а не политической. На это указывает участник пресс-конференции директор Институт глобализации и социальных движений, руководитель информационного центра «Левая политика» Борис Кагарлицкий:
«Сегодня можно констатировать, что все политические силы, которые претендуют на левизну, на самом деле не являются левыми, - отметил политолог, - Для КПРФ 7 ноября лишь как некое продолжение состоявшегося накануне "Русского марша" - под красными флагами и белогвардейскими лозунгами».
Борис Кагарлицкий выразил уверенность, что «компартия - это не оппозиция, которая борется за власть, это оппозиция, которая борется за то, чтобы иметь свою долю доходов от эксплуатации населения через политические процессы. Она заинтересована, чтобы эта доля сохранялась, была высокой, и одним из условий этого является, чтобы в стране не менялось ничего».
Чей этот, властью не признаваемый праздник, кто выйдет на улицы 7 ноября - сейчас, через год, через пять лет? Какие левые силы подхватят идею Великой Октябрьской социалистической революции и подхватят ли вообще, предстоит рассказать участникам круглого стола.
В мероприятии примут участие (Семен Жаворонков (инициатор движения «Молодые Левые», исполнительный директор Института глобализации и социальных движений), Василий Колташов (член ЦК Союза коммунистической молодежи), Александр Тарасов (директор Центра новой социологии «Феникс»), Анастасия Кривошанова (журнал «Скепсис»).
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.