Пока Госдума и Счетная палата перебивают друг у друга пальму первенства в борьбе с коррупцией, президентский антикоррупционный совет только задумывается о том, как исследовать феномен российского взяточничества. Чиновники собираются изучить работу "слабых звеньев" госаппарата на практике и ввести контроль за расходами служащих.
Однако эксперты убеждены, что этих мер будет недостаточно для преодоления взяточничества.
Минэкономразвития подготовило программу борьбы с коррупцией по поручению президента Владимира Путина еще в начале ноября 2003 г. Реформаторы предложили около сотни краткосрочных и долгосрочных мер искоренения взяточничества и посоветовали создать коллегиальный орган по борьбе с коррупцией из чиновников и представителей гражданского общества. Но эти инициативы президент отверг, ограничившись созданием в конце ноября совещательного антикоррупционного совета и двух комиссий в его составе. Комиссия под руководством замруководителя администрации президента Дмитрия Козака должна заняться разрешением конфликтов интересов должностных лиц, а комиссия вице-премьера Бориса Алешина — противодействием коррупции.
На определение основных направлений работы у совета ушло три месяца. По словам источника в аппарате правительства, комиссия Алешина собираются детально проанализировать функции госаппарата в теории (на уровне законодательства) и на практике, после чего подготовит специальные антикоррупционные законопроекты. Комиссия Козака, по мнению источника, возможно займется таким же анализом работы правоохранительных и судебных органов. Состав и регламент работы комиссий антикоррупционного совета определятся к началу марта.
В последнем рейтинге международной организации Transparency International, исследующей восприятие уровня коррупции специалистами разных отраслей, Россия заняла 86-е место из 133. По оценке фонда "ИНДЕМ", россияне ежегодно дают взяток на сумму более чем $30 млрд (около 10% ВВП).
Опросы Transparency International свидетельствуют, что 62,3% россиян считают "очень сильной" коррупцию внутри политической системы, при этом наибольшее недовольство вызывает коррупция в политических партиях и среди стражей порядка (тревожит 24,5% и 17,9% соответственно). Затем идут система здравоохранения (15,3%), суды (10,9%), образовательные учреждения (8,8%). Замыкают список лидеров коммунальные службы (8,3%).
Источник в аппарате правительства напоминает, что на уровне законодательства почти все функции органов исполнительной власти уже проанализированы в комиссии по административной реформе. Чтобы понять, насколько отличается их реальное выполнение от буквы закона, антикоррупционная комиссия намерена привлечь бизнесменов из РСПП, "Деловой России" и объединения малого предпринимательства "ОПОРа России".
"Без предпринимателей заниматься анализом коррупции невозможно, никто лучше нас не знает, как развивается коррупция на местах", — поддерживает инициативу президент "ОПОРы" Сергей Борисов. Для пресечения выявленных нарушений борцы с коррупцией хотят ввести контроль за доходами и имуществом госслужащих и членов их семей, которым придется доказывать соответствие трат получаемым доходам.
"Кроме того, нам предстоит разработать и законопроект о лоббисткой деятельности и дать определение цивилизованного лоббизма", — рассказывает источник в антикоррупционной комиссии. За "нецивилизованный" лоббизм комиссия обещает ввести "реальную", в том числе уголовную, ответственность.
Источник в Минфине соглашается, что только законодательных мер для решения проблемы коррупции недостаточно. "Конечно, законодательные меры размывают коррупционную базу. Но для решения проблемы нужна политическая воля и иное отношение общества к коррупции", — говорит чиновник министерства.
Эксперты и бизнесмены считают, что предложенных мер для искоренения коррупции недостаточно. Необходимо предавать огласке все обнаруженные случаи коррупции, а наказание за взятки должно быть неотвратимым, считает председатель комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.
По мнению руководителя комиссии РСПП по административной реформе Александра Шохина и ректора Высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, нужно также улучшить материальное положение госслужащих. Кроме того, добавляет Кузьминов, "мы должны создать повышенные риски для коррупционеров и резко сократить административную власть чиновников".
"У нас регулярно происходят разные кадровые чистки, однако реально это ситуацию не меняет, — говорит правительственный лоббист крупного промышленного холдинга. — А вот если принять закон о лоббизме, действия властей станут предсказуемыми, а лоббистские усилия обретут законные рамки".
Вице-президент фонда "ИНДЕМ" Михаил Краснов вообще сомневается, что комиссия добьется результатов за счет совершенствования законодательства.
"Проблема коррупции будет актуальна до тех пор, пока у нас не сформируется нормальная политическая конкуренция, — говорит Краснов. — В Великобритании, Германии, США коррупцию удалось загнать в очень узкую нишу лишь потому, что за действия каждого чиновника несет ответственность та или иная политическая партия".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.