Несмотря на опасения как экспертов-экономистов, так и непосредственных владельцевкрупных торговых сетей, власти, видимо, не в силах отказаться от "заморозки" цен в выборный год. Столь "любимый" советскими властями метод, ранее рассмотренный российскими властями как временное решение, начинает обретать пугающе "постоянные" черты.
Соглашения между Минсельхозом и производителями, регулирующие "заморозку" цен, будут, продлены, сообщает РИА "Новости".
По данным журналистов, речь идёт о:
Данные для РИА "Новости" привели в пресс-службе правительства, уточнив, что на субсидии готовы выделить около 3 млрд рублей. Так, производители сахара, которые смогут удержать цены от роста, получат от государства по 5 рублей за каждый килограмм. Также сахар повезут из-за рубежа: временно эта процедура станет возможна без уплаты пошлин.
Напомним, что продовольственная инфляция в стране продолжает расти "опережающими" темпами, ставя всё новые рекорды. Ситуации, подобной нынешней, статистики не фиксировали с 2015–2016 годов, и россияне уже сполна ощутили её последствия. По подсчётам экспертов РАНХиГС, около 38,16% всех расходов среднего россиянина приходятся как раз на покупку продуктов питания.
Стоит ли ожидать постоянно продлеваемой "заморозки" на некоторые продукты (например, сахар, подсолнечное масло) в дальнейшем — или это по большей части "работа перед выборами", а после выборов цены вернутся на свои "законные места"? Чем опасна подобная практика?
"Правда.Ру" побеседовала с Андреем Колгановым, завлабораторией сравнительного исследования социально экономических систем на экономическом факультете МГУ.
Сложно сказать, насколько власть будет склонна использовать эти инструменты и дальше, отмечает эксперт. Ведь использование такого способа, как "заморозка цен", в рыночной экономике влечёт за собой целый ряд негативных последствий. Поэтому вряд ли это будет постоянная практика.
"В некоторых отношениях "заморозка" может создать предпосылки для последующего скачка цен при "оттаивании". Естественно, что скачок будет резкий.
Потому что, когда происходит заморозка цен, это делает поставку и реализацию продукции менее выгодной для производителей и для торговли. Соответственно, они стараются уменьшить всяческим образом объём продукции, которая продается по "замороженным" ценам.
Соответственно, на рынке возникает нехватка товара, относительная, конечно, но нехватка. Когда ограничения снимаются, получается, что предложение небольшое, а спрос достаточно велик, в результате цена подскакивает", — напоминает Колганов.
При этом может возникнуть и следующая ситуация: производители начнут экономить. И если на сахаре или на подсолнечном масле "в чистом виде" экономить сложно, то вот на продуктах, для производства которых они нужны — достаточно просто.
"Например, различного рода выпечка, кондитерские изделия — там возможны махинации с целью снизить издержки", — резюмирует Колганов.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.