Выборы в нижнюю палату российского парламента четвертого созыва значительно отличаются от избирательных кампаний прошлых лет. Главное отличие — скучность и отсутствие сенсационности. Основная причина — стабилизация политической жизни в стране. Это хорошо для власти, но не всегда хорошо для общества в целом. О том, что нас ожидает в думской кампании, и каковы ее итоги в интервью корреспонденту "Росбалта" рассказал руководитель Центра стратегического анализа и прогноза, профессор Дмитрий Ольшанский.
- Дмитрий Вадимович, каких действий можно ожидать со стороны политических партий в период избирательной кампании в Думу и стоит ли ожидать сюрпризов?
- За полтора месяца до дня голосования можно говорить о том, что внешняя "скучность" предвыборной кампании обратилась во внутреннюю предрешенность. Те, кто хотел о себе заявить — заявили. Ожидать же каких то новшеств и ярких событий практически не приходится. Оставшаяся часть кампании пройдет инерционно. До 7 ноября вообще ничего не произойдет. Только опоздавшие будут штурмовать здание Центризбирка с коробками подписных листов. Затем еще 10 дней штурм продолжится в ожидании положительного решения избирательной комиссии, что гарантировано далеко не всем партиям и избирательным объединениям. Между тем, 11-12 основных участников кампаний уже обрисовались.
- Именно они и будут бороться за думские мандаты?
- Скорее всего, они будут просто присутствовать в избирательном бюллетене, что тоже немало. Реально бороться за места в парламенте будут не более 6 политических объединений.
- Долгожители политической жизни, и постоянные участники избирательных кампаний?
- Не совсем так. Точнее, так, да не так. Уже сейчас понятно, что в Думу наверняка проходят "Единая Россия", КПРФ и ЛДПР. Хотя среди возможных сюрпризов эксперты указывают, что "Единая Россия" по федеральному округу может уступить первое место коммунистам.
- Не поможет даже ставка на руководителей регионов?
- Основная опора "Единой России"- административный ресурс и бешеные деньги. Люди этого не любят. Население понимает что на него давят, поэтому может возникнуть эффект сопромата ("сопротивление материалов" - есть такой предмет в технических вузах). Пружина, сколько ее не сдавливай, рано или поздно ударит обратно.
- Это первая тройка, а кто же остальные главные игроки?
- Дальше самое интересное. Во второй тройке две сильно просевшие либеральные партии — "Яблоко" и СПС. Никакие акции пока не помогают им прыгнуть выше своих 4%. Поэтому можно сказать, что перед ними стоит большая проблема попадания в Думу. Рядом с правыми расположилась одна из тех немногих партий, которая в течение года заявляла о своих претензиях на место во власти — "Народная партия". В этом сезоне было только четыре запоминающихся посыла со стороны политических партий. Среди них посылы А.Чубайса — "Либеральная империя", "Единой России" - "Вся власть начальству!" и два лозунга "Народной партии" - "Восстановить смертную казнь!" и "Насилие — вон с телеэкранов!".Остальные партии вообще молчали. Поэтому интрига в том, кто пройдет: две либеральные партии или резервная "партия власти". Партия Райкова — прежде всего, партия региональных элит. Она не московская, не питерская, она региональная — некая, условно говоря, "Уральско-Сибирская". Хотя еще и "Южная". Пока у этой партии не очень большой процент сторонников. Однако в социологии есть такое понятие как погрешность измерения общественного мнения. Она составляет 3-3,5%. Поэтому если у "Народной партии" сейчас по данным опросов 2-3%, это не исключает, что он имеет поддержку 5,5-6% россиян. Массовые опросы пока "не видят" этих лишних процентов в отношении "Народной партии". Но это пока.
Если про "Яблоко" и СПС можно уверенно говорить, что невидимого прироста у них нет, то в отношении "райковцев" утверждать этого нельзя. Дело в том, что правые не раз участвовали в избирательных кампаниях и их предел известен. В отношении "Народной партии" существует масса вопросов, поскольку она еще не ходила на федеральные выборы. Нам не с чем сравнивать, поэтому вторым сюрпризом может оказаться преодоление 5% барьера Райковым и его командой.
- Если партия так активно стремится к власти, значит, она уже ясно представляет себе свою будущую роль и место на российской политической арене. В чем же ее роль выражается?
- Ее роль стабилизационная, "Народная партия" - часть центристского блока. Она действительно является резервной "партией власти". По ключевым вопросам "нардепы" всегда объединялись с "Единой России", они также активно поддерживают Президента. Также оцените их новых слоган: "Народному президенту — Народную партию!" - все само собой понятно. Однако их отличие в том, что партия склоняется не в сторону начальства, а в сторону компромисса с обществом. Недавно Геннадий Райков в передаче Савика Шустера "Свобода слова" заявил, что "олигархи" должны договариваться с обществом, чтобы оно простило им их капиталы. Договариваться только с Кремлем уже недостаточно.
Даже в том случае, если эта партия не преодолеет 5% барьер, она будет иметь свою фракцию в новом парламенте. "Народная партия" наберет около 25-30 депутатов по одномандатным округам, а для образования фракции нужно всего 12. Поэтому партия в новой Думе будет представлена, и станет нормальной политической лоббистской структурой средних размеров.
- А потом, "Райкова — в президенты" на выборахв 2008 году?
- Почему нет? Хотя это, конечно, вопрос к Райкову. Любая политическая партия заинтересована в продвижении своего лидера. Смешно, но Григорий Явлинский, Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов вновь пойдут на президентские выборы. У политика работа такая — ходить на выборы. И никто не знает, что случится в следующий раз. Есть примеры в истории, когда люди по 5-7 раз баллотировались, но в итоге неожиданно побеждали. Все меняется, и общественное мнение тоже.
- А как обстоит ситуация с блоком Сергея Глазьева на этих выборах?
- "Глазьевский" блок разочаровал. Все ожидали, что за ним будет много ресурсов. Но не видно ни денег, ни административного ресурса. По нашим опросам, блок с трудом попадает только в десятку. Главных причины его неудач — две. Во-первых, блок создавался в последний момент, к тому же там много внутренних противоречий. В "Родине" собрались разные, плохо совместимые друг с другом люди: от "баркашовцев" до "бабуринцев". Во-вторых, их плохо восприняла "Единая Россия". В "партии власти" считают, что у Глазьева и Рогозина очень много претензий на место спикера в будущей Думе. А на это место смотрит и Борис Грызлов.
Блок Глазьева — хитрая, но неудавшаяся акция коммунистов. Слова Глазьева о том, что блок идет второй колонной коммунистов, оказались правдой. Для этого левые отрядили генерала Варенникова — старого коммуниста, которого не заподозришь в измене коммунистическим идеалам. Именно после этого и исчезли ресурсы, которые обещал Кремль. Политтехнолог Марат Гельман, который должен был раскручивать блок, куда-то исчез. Кремлю стало понятно, что "Родина" - хитрый маневр коммунистов, которые хотели за их счет раскрутить свою вторую колонну. Но ничего не вышло. Пока даже не ясно, когда зарегистрирует этот блок Центризбирком.
- Появятся ли новые яркие PR-технологии?
- Самая новая PR-технология, которая может быть — внесение партией избирательного залога, который составляет 37 млн. рублей. Это весьма солидные деньги. И если у какой-то "мелочи", какой-нибудь малоизвестной партии найдутся богатые спонсоры, это станет своеобразной сенсацией. На этом "пустяке" можно получить сумаcшедший PR-эффект. В целом же, в последний месяц новых технологий ожидать не приходится. Все будет продолжаться инерционно. Уже просто нет времени на что-то новое.
- Как будут обстоять дела с явкой?
- Все-таки она будет ниже прогнозируемых 61-63%. Безусловно, неодинаковой: чем крупнее город, тем меньше к урнам придет избирателей. Процент голосования "против всех" будет очень высок. В среднем 10-12%, в отдельных регионах он может достигнуть 14-16%, а по некоторым одномандатным и еще выше. Это говорит о стабилизации политики. Стабилизация — не всегда хорошее явление. Она тормозит развитие. Стабилизация — это "кайф" для власти, для страны в целом — это застой.
- Самый неприятный момент, который нас ждет?
- Выборы могут не состоятся по большому количеству одномандатных округов. По округам, скорее всего, процент проголосовавших "против всех" будет намного больше, чем по стране. В 1999 году таких округов было 8, сейчас цифра может вырасти до 20-40. Это будет настоящий "шокинг".
- При общем раскладе получается, что окраска новой Думы сохранится?
- Да, ничем особенным новая Дума от нынешней отличаться не будет. Даже если коммунисты обгонят "Единую Россию" по федеральному списку, то "партия власти" отыграется на одномандатных округах. Любые неожиданности будут компенсированы за счет других факторов, например, за счет смены фракции кем-то из депутатов. В общем, направленность Думы останется пропутинской. К сожалению, это продлиться до 2008 года, а там нас будет ждать крах. Когда Владимир Путин примет естественное решение не идти на третий срок, многих постигнет разочарование. Пропутинское большинство есть, а Путина нет. Что будем делать?
- Может быть, именно поэтому движения "внутри" начнутся задолго до 2008 года?
- Думаю, что нет. Ни один президент не говорит о своем решении не идти на очередные выборы заранее. Иначе с ним просто перестанут считаться, а "хромой уткой" никому не хочется быть. У нас Ельцин до последнего молчал, и Путин будет действовать также, иначе все побегут присягать Касьянову.
- Касьянову?
- Да. Реально, чтобы мы не говорили, у нас есть только один реальный претендент на президентский пост — Касьянов. Даже если за четыре года что-то произойдет, появятся новые люди, все равно будущим президентом станут называть премьер-министра. У нас не люди претендуют на власть, а должности.
Беседовала Елена Панова, ИА "Росбалт"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.