Использование военнослужащих-срочников в личных интересах командного состава – обычная практика для российской армии. И Волгоградская область в этом смысле не исключение. При этом если раньше солдаты несли боевую вахту на пресловутых генеральских дачах, то теперь их «продажа» предпринимателям стала для офицеров стабильным и доходным бизнесом.
Евгений С. пробыл в армии полтора года, но непосредственно служба заняла из них лишь два месяца. После прохождения курса молодого бойца его с несколькими сослуживцами отправили на «подсобное хозяйство», где он находился больше года. 7 сентября сего года Евгений вместе с другом совершили побег.
Выписка из заявления беглецов в правозащитную организацию:
«…Все лето мы пололи, собирали урожай (морковь, свеклу, цветную капусту). Работали по 18 часов в сутки. Жили в палатках. Кормили нас 3 раза в день, но плохо: в 6 утра – два куска хлеба и чай. Иногда и хлеба не давали. Обед – суп, немного хлеба, чай. На ужин немного каши. Нас постоянно подгоняли, говоря, что не отрабатываем денег, которые они платят нашим командирам. Постоянно на поле работали 18 человек. Но иногда привозили еще солдат…».
Об этом случае «Новым Известиям» рассказала сопредседатель волгоградской областной организации родителей военнослужащих «Материнское право» Нина Пономарева.
«История с побегом закончилась необычно, – говорит она. – Мы устроили солдат в другую часть, а утром они снова вернулись! «Тут, – говорят, – наряды, караулы. А мы ничего не знаем. Нас ничему не учили. Можем только на поле работать. Хотим назад, да только командира боимся – накажет за побег».
Эпизод с волгоградскими беглецами наглядно демонстрирует обстановку в «реформируемой» российской армии. Солдат призывают служить Родине, а на деле используют как рабов. Многие автомат в руках не держали ни разу…
В вопросах торговли солдатским трудом, по мнению правозащитников, особенно преуспевают офицеры в/ч № 12670 железнодорожных войск, расквартированной в самом Волгограде. Согласно приказу №78 командующего ЖДВ РФ генерал-полковника Г. Когатько воинские части могут на договорной основе привлекаться «к учебно-практическим работам по строительству, реконструкции и ремонту железнодорожных линий и объектов. Получаемая в результате прибыль направляется на ремонт военных городков, приобретение медикаментов, подписки на газеты и журналы, улучшение питания военнослужащих, культурно-просветительские мероприятия».
«Мы не можем солдатам даже тетрадки купить для занятий, – возмущается один из младших офицеров вышеупомянутой части, попросивший себя не называть. – Зато командиры на «мерседесах» ездят...».
Организация родителей военнослужащих «из чистого любопытства» решила проверить, сколько же солдат отправляется из военной части №12670 на различные работы каждый день. С этой целью несколько человек, вооружившись фотоаппаратами и видеокамерой, приехали утром к КПП и стали свидетелями любопытной картины.
«Солдат выводили целыми взводами, – рассказывает один из участников «засады». – Мы спрашиваем, «вы куда едете»? Отвечают – «на прополку». Вскоре еще 10 человек забрал для каких-то нужд спортивный клуб «Ротор». Потом еще две машины с военнослужащими отбыли в неизвестном направлении. Потом стали подъезжать легковушки, в основном иномарки, и забирать по 2–3 солдата. Выяснить, кто куда едет, было довольно трудно. Всего за утро, по нашим подсчетам, из расположения части вывезли порядка 350–400 солдат…».
Какие суммы получают офицеры, продающие солдатский труд? Сами «рабы в камуфляже» этого не знают. Хотя иногда удается узнать о собственной стоимости. Василий П., призванный из Волгоградской области, «служил» на погрузке цемента, уборке мусора на заводе ЖБИ в городе Беслан. «Раз в месяц я расписывался в ведомости за начисляемую мне зарплату, которую ни разу не видел. Меня удивила сумма – почти четыре тысячи рублей!» – написал Василий в своем письме в правозащитную организацию.
В областном центре недавно стартовала акция «Лишний солдат», цель которой заключается в том, чтобы донести до власти тревожную обстановку, сложившуюся в Волгоградской области. И не только. Сейчас активисты занимаются сбором информации о ситуации в войсках по всей стране.
«Мы хотим, чтобы Верховный главнокомандующий посмотрел на положение дел в армии, которой командует», – говорят правозащитники.
"Новые Известия"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.