Этой осенью жители 16 регионов страны выберут губернаторов. Голосование пройдет в сентябре. Сейчас подходит к концу регистрация кандидатов. Эксперты рассказали "Правде.Ру" об особенностях нынешних избирательных кампаний в регионах.
Константин Антонов, руководитель Новосибирского филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО):
— На самом деле, если мы говорим об особенностях, то мы должны говорить о нескольких вещах. Как любят говорить политики — о внутреннем и внешнем контуре.
Если речь идет о внешнем контуре, то губернаторские кампании проходят на фоне очень непростых процессов, которые происходят в экономике, в социальной жизни, что, конечно же, будет оказывать определенное влияние на выбор избирателей.
В этом смысле практически всем кандидатам в губернаторы "не позавидуешь". Поскольку тем, кто уже у власти и претендует на новый срок, придется доказывать свою эффективность и объяснять, почему в регионах ситуация именно такая, а не иная. Ну а тем, кто составляет им конкуренцию и впервые идет во власть или идет во власть со стороны, придется доказывать, чем они будут лучше.
Внутренний контур — это способности всех претендентов на власть реализовать себя в двух сферах. Первая сфера — выстраивание коммуникаций с обществом. И вторая — выстраивание отношения с различными социальными группами. Сегодня мы наблюдаем тенденцию, что очень серьезный политический вес приобретают не только элитные, то есть ресурсообеспеченные группы: это местные предприниматели, политики, объединенные в какие-то кланы или группы интересов, но это и широкие общественные социальные группы.
Я приведу в пример Новосибирск, где именно общественники заставили губернатора через четыре месяца после принятия решения отказаться от повышения тарифов на 15%. Именно общественники навязали сегодня губернатору дискуссию об эффективности мусорной концессии и строительства четвертого платного моста. Такие же процессы происходят и в других регионах.
И, к сожалению, далеко не все сегодня политики и претенденты на власть считаются с этим новым феноменом. Этот феномен сцементирован с современными коммуникациями. Поэтому структурирование этого общественного интереса происходит с помощью современных медиакоммуникаций, новых медиа. И вот к этому власть в регионах не готова абсолютно. Они не понимают этого феномена, они не умеют с ним работать. Но при том разнообразии, при тех дифференциациях, которые сегодня происходят, цементирующим фактором будет являться только один фактор: это образ и авторитет президента РФ.
— Присутствует ли интрига в этой кампании? Как вы оцениваете уровень конкуренции на предстоящих выборах?
— Конкуренция всегда присутствует, даже когда говорят, что "спойлер пошел", даже тогда, когда говорят, что штатный оппонент, и так далее. Интрига всегда присутствует, поскольку были такие случаи в истории России, когда "черт из табакерки" выскакивал слишком далеко — туда, где не предполагали, что он выскочит. Какой-то уровень конкуренции сегодня, вне всякого сомнения, есть.
Наряду с этим властвующая элита будет стараться абсолютно в любой стране диктовать свою повестку. В любом случае, это будет происходить путем перехватывания повестки конкурентов — что, собственно говоря, произошло в России после крымского консенсуса. Ведь после этого фактически протестная повестка перекочевала к правящей партии, которую та перехватила. И оказалось, что у парламентских партий нет никакой альтернативы. У них никакой альтернативной политической и экономической программ, нет социальной альтернативы. У них этого ничего нет. И именно в этом потеря их авторитета.
Кто в регионе способен выйти и сказать: "Уважаемый губернатор, а я считаю, что бюджет нужно строить не так, а вот так", - и прочесть лекцию постатейно? Таких людей просто нет. Потому что оппозиция не занимается выработкой альтернативных подходов, оппозиция не занимается выработкой альтернативных программ развития. Все же ведь ограничивается местечковыми выпадами, поиском каких-то ситуативных вещей, не более того.
Игорь Меламед, генеральный директор Международного центра развития регионов:
— Везде идет планомерная работа, подготовка к выборам. Но этот год сильно отличается тем, что во многих регионах президент назначил новых исполняющих обязанности губернаторов, молодых людей, очень инициативных, хорошо себя зарекомендовавших. Все люди пришли с федерального уровня. Поэтому сейчас им важно найти общий язык с местными структурами, с местными элитами, с теми, кто определяет настроение жителей этих регионов, и в то же время зарекомендовать себя какими-то конкретными делами.
Многие пришли буквально несколько месяцев назад. Им достаточно сложно. Даже выходцам из этих субъектов: многие из них в этих регионах не бывали по многу лет и, конечно, оторвались от местной повестки. Но в то же время есть люди, для которых эти субъекты изначально совершенно новые, кто никогда в них не жил, не работал. И кому надо действительно серьезно вникать в их жизнь, настроения людей. Так что у нас очень неплохая кампания в этом плане.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.