За арестованного возле платформы "Приразломная" фотографа Дениса Синякова вступился совет по правам человека. Ну то есть как вступился... Как обычно - кто-то из членов совета написал, что арест Синякова является нарушением закона о средствах массовой информации. После чего это было опубликовано на сайте СПЧ. Складывается впечатление, что кто-то специально превращает совет в балаган.
В данном случае заявление было подготовлено постоянной комиссией по свободе информации и правам журналистов, которую возглавляет Елена Масюк.
"Денис находился в районе платформы "Приразломная" в связи с исполнением своих профессиональных обязанностей и не являлся непосредственным участником акции активистов Greenpeace. На судне Arctic Sunrise Синяков работал по заданию Lenta.ru с редакционной пресс-картой этого издания, его репортаж был опубликован на сайте несколько дней назад", - сказано в заявлении. Его арест и предъявление ему обвинения члены комиссии расценивают как "прямое нарушение закона о СМИ и давление на средства массовой информации".
Проблема, правда, в том, что далеко не все члены комиссии были в курсе, что готовится какое-то заявление. Но об этом чуть позже.
Сначала слово главе комиссии Елене Масюк. "Правда.Ру" обратилась к ней с вопросом, есть ли какие-то документальные подтверждения, что Денис Синяков находился у платформы "Приразломная" по редакционному заданию? Удостоверение, пресс-карта и т.д. Прошло достаточно много времени с момента задержания активистов, подтверждение какое-то должно быть.
"Закон о СМИ распространяется в том числе и на внештатных корреспондентов. Главный редактор ("Ленты.ру" Галина Тимченко) на телеканале "Дождь" говорила о том, что у него было редакционное задание для проведения фотосъемки. В данной ситуации закон о СМИ распространяется (на Синякова)", - сказала Елена Масюк "Правде.Ру".
На уточняющий вопрос о документах журналиста госпожа Масюк раздраженно ответила: "Что документальное подтверждение?! Я вам ответила!"
Немного об упомянутом интервью главреда "Ленты.ру". Появилось оно вечером 3 октября, за несколько часов до публикации на сайте СПЧ заявления комиссии. напомним, задержаны были активисты "Гринпис" 19 сентября. Аргументы госпожи Тимченко можно свести к двум пунктам: 1) за день до задержания, 18 сентября, на "Ленте.ру" был опубликован фоторепортаж Синякова о событиях у "Приразломной"; 2) в руках у него был фотоаппарат. Этого, по мнению главреда "Ленты.ру", вполне достаточно для подтверждения, что он находился там как журналист.
Вот этот фоторепортаж. Подписан он: "Денис Синяков / Greenpeace". Не "корреспондент "Ленты.ру", не "специально для "Ленты.ру"...
В ходе общения с некоторыми из членов комиссии по свободе информации и правам журналистов выяснилось, как уж отмечалось ранее, что не все из них знают о заявлении. "Я вообще не в курсе, совершенно. Я знаю, что Синяков арестован, но подробностей никаких не знаю", - сказал член комиссии, директор информационно-аналитического центра "Сова" Александр Верховский.
"Я не знаю. Давайте я вам дам телефон Галины Тимченко, вы ей позвоните. Обсуждали это заявление? Они ко мне не обращались. Но они утверждают, что у него (Синякова) (документы) есть. Я не склонен подвергать сомнению. Ведь его фоторепортаж в "Ленте" выходил. И если говорят, что есть - наверное, есть. То есть ко мне точно этот вопрос (о документах) обращать странно. Я на обсуждении заявления не присутствовал. И при выдаче удостоверения тоже не присутствовал", - сообщил журналист Иван Засурский.
Главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев заявил, что "склонен верить главному редактору ("Ленты.ру")". "И материалы по этой поездке тоже имеются на "Ленте.ру" и все доказательства", - сказал он. "Я дважды беседовал и слушал ее официальные заявления. У меня нет оснований не верить главному редактору. Конечно, если главный редактор... Но это тогда совсем получается какая-то ерундистика", - сказал Павел Гусев.
Никто из собеседников "Правды.Ру" не смог подтвердить, что комиссия располагает документами, подтверждающими, что Денис Синяков был у "Приразломной" в качестве журналиста "Ленты.ру". Из чего можно сделать вывод, что заявление основано исключительно на словах Галины Тимченко.
Напомним, о чем мы сообщали ранее. 26 сентября "Газета.ру" отметила с ссылкой на "Ленту.ру", что Синяков выполнял по заданию редакции разовые работы, но к "Приразломной" его не направляли. Жена Синякова сообщила, что ее муж был нанятым фотографом "Гринпис" и именно в таком качестве выполнял свои обязанности во время акции в Печорском море. Наконец, в группе "Война" заявили, что Синяков - их фотограф.
Претендентов, как видим, много - и за прошедшую неделю ясности в этом вопросе больше не стало.
К слову, несколько дней назад Елена Масюк стала одним из авторов доклада о ситуации в ИК-14. В котором сказано, что голодовка Толоконниковой была "заранее спланирована, организована и скоординирована извне, также как и информационная поддержка в сети Интернет и в СМИ".
Напомним, что главным источником информации была "Лента.ру". Там было опубликовано и письмо Толоконниковой, и последующую информацию муж Толоконниковой Петр Верзилов передавал в первую очередь в это издание.
В случае с Денисом Синяковым, судя по всему, оснований для подобных сомнений нет.
Но не является ли это заявление попыткой манипуляции? И можно ли говорить о злоупотреблении свободой слова в данном случае?
К сожалению, на момент подготовки материала не удалось получить информацию из Следственного комитета, были ли изъяты у Дениса Синякова какие-то документы, подтверждающие, что он выполнял свои профессиональные обязанности. Собственно, мы и адресуем этот вопрос СК - так была у Синякова пресс-карта или нет?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.