Правительство высказывает мнение, что банковский сектор недостаточно вовлечен в экономику и слабо кредитует ее. Как, интересно, он должен это делать? В Красноярском крае 60% инвестиций — это собственные средства предприятий, а по стране этот показатель бывает и выше. Но каким же образом могут банки снизить размер ставки кредита, если он определяется ставкой рефинансирования Центробанка ? Одна рука государства манит пальчиком, а другая показывает кукиш — это политика? Разве не само государство должно дать пример инвестирования, да и заняться повышением собственной капитализации?
Не знаю, когда мы начнем понимать абсурдность ситуации: возможно через неделю или через месяц, возможно, через год, но, наверное, лучше всего сделать это прямо сейчас.
Сегодня в регионах на смену банкам опять приходят подпольные ссудные кассы, пронырливые дельцы выдают крестьянам "кредиты" в виде ГСМ. В городах население продолжает хранить свои сбережения в инвалюте, "банковские услуги" людям оказывают ломбарды (вот где свободно действует механизм "спрос-предложение"!), а интеллект умных финансистов уходит на изобретение разнообразных "схем", позволяющих обойти барьеры, возведенные государственными мужами. То есть экономическая жизнь развивается не "благодаря", а "вопреки".
В то же время, совершенно обыденным явлением стали и "циничный бизнес" на банкротствах, и всем известные способы откачки денег из регионов в Москву, из России за рубеж. По словам наших доблестных финансовых разведчиков, некоторые банки в условиях нынешней безнаказанности даже не стремятся скрывать характер своей "основной деятельности" - по обналичиванию денег.
Когда ежегодно за границу уходит до 300 млрд. долларов, все разговоры о привлечении иностранных инвестиций напоминают какой-то больной бред. А чего стоит мифология об амнистии капиталов? Ведь достаточно простейшего здравого смысла, чтобы сообразить: не для того капитал вывозился, чтобы его везти назад, да еще в российские банки. (Еще и сообщая при этом: вот, мол, какой я богатый!) Уж не говорю о том, что опыт Казахстана показал: пресловутая амнистия к значимым результатам не приводит.
В связи с этим, расскажу историю. Приехал из Лондона в Красноярск на родину предков миллионер Артем Тарасов : заявил о своих претензиях на губернаторский пост, а потом и о конкретных деловых планах поведал. Я воодушевленно подумал: вот — позитивный пример, значит все-таки не хотят русские предприниматели "глотать пыль заморских дорог", начинается процесс возращения капиталов. Решил удостовериться.
Артем Тарасов прославился в годы перестройки: кооператор-коммунист уплатил с зарплаты миллион рублей, а последние годы он скрывался в Англии от облеченных властью недоброжелателей. "Михалыч" внешне похож на Штирлица, то есть на актера Тихонова из "17 мгновений весны", и вот какую "информацию к размышлению" он мне сообщил:
- В 1995 году один из крупнейших западных банков Amro Bank с пропиской в Амстердаме (он занимает 14-е место в мире с активами 260 млд. долларов, для сравнения: весь золотовалютный запас России — всего 37 млрд.), изъявил желание помочь своими капиталами российской экономике. Президент Amro Bank приехал в Москву по моему приглашению, был я тогда депутатом Госдумы . Суть в том, что мы с ним разработали систему возврата вывезенного из России капитала, точнее не возврата, — а чтоб он начал работать. Как? Сейчас расскажу.
Артем Михайлович хороший рассказчик, он говорит: "В ЦБ положили на стол Дубинина красивый такой, сказочно красивый фолиант — с детальными расчетами схемы", — и представляется нечто вроде бархатного фотоальбома, где на снимках — картины процветающей России.
Оказывается, вывезенные капиталы в ближайшие десятилетия в Россию никто не привезет: перед алчными российскими чиновниками "светиться"? — дураков нет. Но проценты за границей набегают маленькие, и деньги пустить в дело очень хочется. С другой стороны, у зарубежных банков своя "головная боль":
- Приезжает такой "новый русский" в банк, приносит чемодан, вываливает на стол 2 миллиона долларов и говорит: положите на счет! Банк от денег отказаться не может, но озабочен — вдруг Россия потребует назад ворованное? Как же сделать так, чтобы и капитал приумножился, и легальным стал? Президенту Amro Bank наша схема очень понравилась, ему казалось — решение найдено.
Сели мы за стол с Дубининым и президент Amro Bank сказал: "Я хочу выступить гарантом перед Центральным банком России на сумму для начала 5 млрд. долларов, чтобы потом увеличивать. Мы гарантируем ЦБ РФ полный возврат кредитов на эту сумму, если они будут выдаваться под проекты, на которых будет стоять наша подпись "согласовано", с процентной ставкой такой же, как у Amro Bank. Поясняю: эти деньги — не AB, это деньги русских, которые лежат у меня в банке, и "согласование" я буду давать преимущественно их владельцам, а вы должны под наши стопроцентные гарантии выдавать людям кредиты под нормальный процент".
Представляете? Для ЦБ кредит абсолютно застрахован, если кто не вернет деньги, оплатит Amro Bank. Для клиента: человек не рискует — он взял кредит в России, деньги не обложены налогом — ведь этот кредитный ресурс он обязан вернуть Сбербанку. Все потрясающе выгодно! И кому выгодно? — стране!
Видя мою недоверчивость, Артем Тарасов внушает:
- Со мной ходил депутат Госдумы Николай Николаевич Гончар , он тоже присутствовал при этом разговоре у Дубинина... Чем все кончилось? Дубинин послушал и сказал: "Идите отсюда ребята подальше. Мне ни ФСБ, ни правительство, ни президент Ельцин — никто не позволит это делать. Даже заикаться об этом не буду. Мы, господа, вернем деньги другим путем. Мы амнистию объявим через Госдуму. Вот вы, Артем Михайлович, должны закон об амнистии капиталов принять. И все привезут сюда деньги".
Ну, раз наш российский чиновник схему, предложенную Amro Bank, отверг, значит, была она в самом деле работоспособна. Опять иронизирую, но, согласитесь, ведь такие заключения "от противного" нашей житейской практикой чаще всего подтверждаются. А то, что схема могла бы работать — сомневаться не приходится, вот и Всемирный банк , обещающий сейчас гарантии банкам-регионалам под кредиты для малых предприятий, руководствуется, видимо, теми же мотивами что и президент амстердамского. Только процент за кредит ВБ снижать не требует — здесь "позиции сторон", судя по всему, уже согласованы.
Когда я высказал гипотезу: "Наверное ваша схема не предусматривала "навара" для государственных мужей?" - мой собеседник расхохотался: "Конечно же, нет! В этом все и дело!"
Особенность "цыганского гипноза" в том, что жертва сама отдает мошеннице свои деньги и золотые украшения. Получается так по одной простой причине: вор знает, чего он хочет и действует сознательно, а обираемый человек находится в трансе — лишен воли ритмичным бормотанием и неопределенным обещанием: "Все будет хорошо, да потом еще лучше!" Нечто подобное творится и у нас. Те, кто обогащается за счет финансовой и экономической неразберихи, имеют цели чисто конкретные, а вот те, кому поручено блюсти интересы государства и его граждан, гипнотизируют себя разговорами и просто не знают — чего им надо хотеть. Декларированные цели — абстрактны и неопределенны. Дело даже не в отсутствии четкого законодательства, вроде того же закона о банкротстве кредитных организаций. Суть в том, что финансовая политика России до сих пор остается на уровне благих пожеланий, которые столь же далеки от реальности, как нравоучения повара от Васьки-кота.
Павел ПОЛУЯН,
специально для "ПРАВДЫ.Ру"
Красноярск
Продолжение читайте на "ПРАВДЕ.Ру" 10 сентября
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.