В среду президент России Дмитрий Медведев провел встречу с представителями общественного комитета своих сторонников, в ходе которой обсуждалась в том числе и поддержанная главой государства идея создания "большого правительства".
По просьбе "Правды.Ру" своим мнением относительно задач, решением которых могло бы заняться такое правительство, поделился президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов:
- Прежде всего мы видим, что идея общественного комитета сторонников Медведева обретает организационные очертания достаточно быстро, столь же стремительно, как и в свое время выдвинутая Владимиром Путиным идея Народного фронта.
Действующий президент дает понять, что это орган по формированию повестки деятельности и структуры будущего правительства. Конечно, это орган консультативный при вероятном будущем премьере, но который может существенно влиять на ситуацию, а возможно это также и кадровый резерв будущего правительства.
Само по себе это хорошо как элемент политической культуры. Во-первых, будущее правительство приобретает дополнительную (или, по крайней мере, получает шанс на то, чтобы приобрести) электоральную легитимность. Мы видим, что голосование за "Единую Россию" на этих выборах привязывается лидером списка к вопросу о формировании будущего правительства. То есть присутствие "Единой России" в парламенте, поддержка населения на выборах, будет платформой для деятельности будущего правительства.
Читайте также: Медведев: аналогии с периодом Брежнева бессмысленны
Во-вторых, это попытка сделать обсуждение формата работы будущего правительства, его структуры и, главное, его содержательных приоритетов, открытым. По крайней мере более открытым, чем раньше. У нас в целом очень долгие годы была тенденция и она сейчас преобладает, что решения, принимаемые внутри исполнительной власти, были фактически как бы решениями, принимаемыми в "черном ящике". Что и как происходит в "черном ящике", мы не видим и не понимаем. В какой-то момент это рождает серьезное недоверие.
Поэтому делать предметом публичной дискуссии именно вопрос о курсе будущего правительства и, я бы даже сказал, предметом публичной политики в ходе выборной кампании - это шаг в сторону какого-то другого уровня политической культуры исполнительной власти и парламентской культуры.
И это же касается кадрового состава. Важно, будет ли действительно продемонстрирован какой-то новый подход к формированию правительства. Если министры в нем будут политическим фигурами, которые приходят под реализацию определенных программ определенного курса, когда это будут не только и не столько технические исполнители, сколько также политически ответственные лица, которые заключают с государством и с обществом своего рода публичный контракт не просто на добросовестное выполнение своих обязанностей, а именно на проведение определенного курса. Того курса, который и будет предметом обсуждения на выборах, на заседании этого комитета и который будет в конечном счете утверждаться, визироваться действующим президентом и будущим, разумеется, тоже.
Главное - это попытка обеспечить статус правительства как более открытого и публичного института власти.
Что же касается идеи собственно "большого правительства", то главный вопрос состоит в том, как она будет реализовываться в технологическом плане. Поскольку идея состоит в определенной дебюрократизации механизмов принятия решений. Но дебюрократизацию административными бюрократическим методами провести довольно сложно.
Читайте также: Медведев: простым людям стало проще достучаться до властей
Здесь же необходимо, чтобы было встречное движение со стороны гражданского общества, чтобы он проявляло активность. Есть сферы, в которых гражданское общество, профессиональные среды уже сегодня проявляют активность, пытаются оказывать какое-то давление на профильные министерства. И очень часто их не слышат. Или, по крайней мере, они жалуются на ощущение, что их не слышат.
Например, это касается образовательного сообщества и их отношений с Министерством образования. Критики реформ обсуждения законопроекта образовании. Это касается дискуссий по поводу реформы и развития системы здравоохранения - там тоже есть конфликты между ведомственным уровнем и профессиональной общественностью.
Поэтому я думаю, что первыми шагами (помимо обсуждения того, что сейчас) по формированию деятельности "большого правительства", как мне кажется, мог бы стать новый уровень координации диалога между ведомствами и профессиональными средами.
И кроме того, речь идет о том, чтобы сделать экспертное обеспечение деятельности правительства более открытым, более связанным с публичной политикой. Потому что здесь та же проблема, о которой я сказал в начале - эффект "черного ящика" - присутствует точно также . Экспертизы, которые делаются для правительства, точно также делаются в "черном ящике". Они очень мало связаны с публичной повесткой, с мнением социально-активных сред и т. д.
Читайте также: Президент: Россия не готова идти на все ради вступления в ВТО
Преодолеть этот разрыв между подготовкой и принятием решений с одной стороны и публичной политической повесткой дня с другой стороны - может стать политический задачей будущего премьера.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.