Как голосуют работники дрейфующей полярной станции? Где на судне располагается избирательный участок? И что это за "зверь" такой: ГАС "Выборы"? На эти и многие другие вопросы в интервью "Правде.Ру" ответил член ЦИК России Валерий Крюков.
— Валерий Александрович, давайте, прежде всего, уточним для непосвященных: Государственная автоматизированная система "Выборы" — это что-то новое в области избирательных технологий?
— Конечно же, нет! Государственная автоматизированная система "Выборы" применяется, начиная с 1995 года! Разумеется, за это время она претерпела некоторые изменения, но в основе своей осталась прежней: все избирательные комиссии нашей страны, а также образованные за рубежом, базируются именно на этой системе.
— Эта система позволяет оперативно получать данные протоколов для подсчета итогов голосования?
— Да, практически к 6.00 — 8.00 утра следующего дня. Это лишь одна из функций данной системы, хотя и наиболее часто используемая. Всего же ГАС "Выборы" содержит около 800 различных задач, что позволяет существенно упростить работу, но, вместе с тем, повысить ее точность.
— И областные избирательные комиссии задействуют в своей работе все эти 800 программ?
— К сожалению, пока нет, но работу в этом направлении ЦИК России ведет непрерывно. Мы стремимся обучить работе с системой как молодых работников избирательных комиссий в субъектах РФ, так и заслуженных, которые, имея немалый опыт работы в избирательной системе, смогут успешно применить его, используя ГАС "Выборы", и даже передать молодым свой опыт с учетом обновлений в системе.
— Работе с какой из программ ГАС "Выборы", на Ваш взгляд, необходимо уделить наибольшее внимание?
Думаю, нужно активнее использовать такую географическую функцию, как "нарезка" округов, что существенно облегчает работу. Оптимальная такая "нарезка" есть в ЦИК России, в самое ближайшее время избирательные комиссии субъектов начнут применять ее более масштабно.
— Раз речь зашла о географии, поговорим о труднодоступных районах нашей страны. Смогут ли там граждане проголосовать? И есть ли такая возможность, например, у моряков в рейсе?
— Прежде всего, надо понимать, что каждый труднодоступный район приписан к той или иной избирательной комиссии, "ничьих" районов нет. И здесь первоочередным вопросом является информационное сообщение, необходимые каналы связи. Это и спутниковая связь, и телефонная, и радио связь, и факс. Например, по радио связи передаются данные с судов, что находятся в плавании.
— И где же на судне располагается избирательный участок?
— Что интересно, все судно признается участковой избирательной комиссией, в независимости от количества человек.
— А если это, например, дрейфующая полярная станция? Ее работники не голосуют?
— Все предусмотрено, и у работников таких видов станций есть возможность проголосовать. Голосуют такие работники досрочно. И это, надо заметить, очень показательный пример того, что досрочное голосование не может служить причиной для каких бы то ни было подозрений в фальсификации результатов. Представьте себе, сколько в нашей стране может быть вот таких вот "дрейфующих станций", где граждане голосуют досрочно? Их количество настолько мало, что никоим образом не может повлиять на общие итоги голосования, но там наши избиратели.
— В августе этого года состоялась общероссийская тренировка по использованию ГАС "Выборы". Какова Ваша оценка прошедшей тренировки? Полезна ли она с точки зрения подготовки к предстоящим федеральным выборам?
— Считаю, что тренировка прошла на достаточно высоком качественном уровне, в работе системы не было выявлено серьезных недостатков, ведь, как я уже отмечал, она появилась не вчера. Общероссийская тренировка — это штатная ситуация для ГАС "Выборы" и процедура абсолютно не новая. В канун каждого единого дня голосования мы проводим общесистемные тренировки. В общероссийской перед проведением федеральной кампании тренировке участвуют избирательные комиссии 100% субъектов РФ и территориальных избирательных комиссий. Это комплексная проверка работоспособности системы по всем уровням выборов, начиная от самых маленьких и заканчивая выборами депутатов в Госдуму — проверка технической готовности системы, в т. ч. программного обеспечения, знаний и навыков членов и работников аппаратов избирательных комиссий.
Прошедшая общероссийская тренировка вызвала широкий интерес и, прежде всего, у представителей СМИ. В день условного голосования по тренировке ГАС "Выборы" обеспечила проведение двух федеральных кампаний (выборы Президента РФ и выборы депутатов ГосДумы) и 909 совмещенных с ними выборов регионального и местного уровней. А это в 10 раз больше, чем было в ходе общероссийской тренировки в 2007 году. Однако хочу подчеркнуть, что "пиар" не являлся целью данного мероприятия. Важно было накануне федеральных выборов увидеть систему в действии, опробовать на себе, принять участие в условном голосовании. И в том числе, продемонстрировать журналистам принцип работы системы, чтобы не допустить искажения информации о работе ГАС "Выборы".
— Валерий Александрович, получается, что система абсолютно неуязвима? К примеру, если в день голосования отправить по системе ГАС "Выборы" какую-либо фотографию, система может "зависнуть"?
— Не стоит называть систему абсолютно "неуязвимой", все-таки ее создавали люди, а не боги, но время не стоит на месте, и работа над ее совершенствованием ведется постоянно. Что же касается данного примера, то такое невозможно в принципе. Во-первых, доступ в систему строго ограничен и никому в голову не придет в день голосования отправлять фотографии, используя систему, а во-вторых, заранее всегда составляется регламент, где четко указывается, куда, что и когда передается.
— Это относится и к избирательным комиссиям, образованным за рубежом?
— Да. Сейчас в здании ЦИК России установлены системы автоматизации ГАС "Выборы" для двух территориальных избирательных комиссий (Байконур (Республика Казахстан) и для всех остальных зарубежных стран). Наши граждане за рубежом голосуют на территории посольств и консульств. Таким образом, получается, что работает 2743 территориальные избирательные комиссии, 83 избирательные комиссии субъектов РФ и ЦИК России, в которую поступают данные об итогах голосования.
— И все же, какова вероятность фальсификаций с использованием техники? Ведь на предстоящих федеральных выборах она уже будет использоваться во всех регионах страны?
— Предстоящая избирательная кампания будет ознаменована тем, что очень много технических устройств для голосования будет использоваться для голосования избирателей на участках, для автоматизации подсчета голосов. Это комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) и комплексы для электронного голосования (КЭГ). Вот представьте себе: день выборов подошел к концу, избирательный участок закрывается, КОИБ (или КЭГ) в автоматическом режиме мгновенно выдает протокол, где отражены реальные итоги голосования партий, кандидатов. Подделка протокола с использованием КОИБ и КЭГ технически невозможна, подчеркиваю это. К тому же, на участке присутствуют по три представителя от каждой политической партии (члены комиссии с правом решающего голоса, правом совещательного голоса и наблюдатели).
- Планируется ли дополнительное обучение членов избирательных комиссий работе с техникой?
— Обучение операторов КОИБ и КЭГ проходит сейчас и планируется в дальнейшем. Основное обучение, конечно, начнется тогда, когда будут полностью созданы участковые избирательные комиссии, создаются они за месяц до даты голосования. Кроме того, выделены и дополнительные дни обучения, чтобы обеспечить операторам более высокий уровень подготовки. Каждый из членов участковой комиссии должен хотя бы теоретически знать принципы работы с устройствами, разбираться в них.
Александр Петров
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.