Эксперты продолжают обсуждать текст ежегодного послания президента страны Дмитрия Медведева Федеральному собранию. Своими впечатлениями от услышанного с "Правдой.Ру" поделился глава Института национальной стратегии Михаил Ремизов.
- Прежде всего, я бы отметил, что президент нашел точку соприкосновения в своей повестке модернизации с интересами и запросами социального большинства. Стала неожиданной не тема материнства и детства, а тема создания новых рабочих мест в регионах, причем в несырьевой промышленности.
Одной из странностей существующего положения дел является то, что такой индикатор, как создание новых рабочих мест в производственном секторе вообще не фигурирует в числе приоритетных критериев оценки деятельности органов государственной власти в регионах. Об этом говорили многие эксперты, и сейчас об этом сказал президент, потому что это является весьма важным. Ведь главная отдача модернизации - это не только увеличение поступлений в бюджет за счет налогов, расширение экономической деятельности.
Но это и создание новых качественно рабочих мест, что создаст эффект занятости, оживления в регионах, потому что в регионах даже там, где не фиксируется открытая безработица большая, у нас есть скрытая безработица и неудовлетворенность людей качеством занятости. Это тесно связано и с атмосферой социальной депрессии, с теми социальными проблемами, о которых говорил президент. Поэтому инициатива мне кажется наиболее интересной в послании.
И в этом же ряду я бы сказал о других новеллах в региональной политике, связанных с перераспределением налоговой базы в пользу регионов. Хотя там не было конкретизации, но задача была поставлена президентом. Существующая модель отношений между бюджетами разного уровня не дает регионам, муниципалитетам ни возможности, ни ответственности для проведения самостоятельной политики развития. В этом же русле и необходимость обязательных программ развития инвестиционного климата в регионах, в этом же русле доклады об экологическом положении региона, все это на уровне региональной власти. И в этом же русле обязательное создание новых рабочих мест, по которым губернаторы будут отчитываться.
Другой момент, это последовательность президента. Его часто упрекают в том, что модернизация остается на уровне общих слов. Медведев хочет подчеркнуть, что модернизация, о которой он говорит, это вполне конкретные осязаемые проекты и приоритеты. Это пять приоритетов технологического развития, которые были заявлены в прошлом послании. Это Сколково, это международная станция в Москве - и вот он очень четко по этим приоритетам, по этим направлениям и обсуждает, в том числе приоритет бюджета в политике. Много говорилось в прессе о том, что недофинансируется проекты комиссии по модернизации - президента это явно не устраивает, и он говорит, что не менее 50% сэкономленных средств должны идти на эти проекты и комиссии, которые как идут по 5 приоритетам президентским.
И, конечно, наиболее заметная часть послания - это повышенный уровень внимания к гуманитарным вопросам - от демографии до экологии. По моему ощущению, масштаб инициатив был характерен для того же руководителя профильного министерства, а не для президента. Хотя все сказанные вещи были правильные: о повышении квалификации учителей, и поддержке многодетных семей вычеты из налоговой базы, повышение качества мед услуг, чтобы снижать детскую смертность, но я не уверен, что это те социальные инициативы, вокруг которых можно сплотить социально активные группы общества с тем, чтобы вести их едином порыве к модернизации нашей станы и социальной сферы в частности.
И последнее, что нужно отметить, что является сложной политической и экономической темой - это вопрос приватизации. Понятно, что государству сейчас нужно изыскивать дополнительные средства, и приватизация может быть одним из способов решения этих вопросов. Шатким и спорным является идея о том, что государство должно избавляться от тех активов, которые не связаны с непосредственными функциями органов государственной власти. Существует понятие - провалы рынка. То есть те сферы, которые не могут быть выстроены, не могут развиваться на основе стимулов, которые создает рыночная конкуренция, которые, например, требуют слишком длинного горизонта отдачи инвестиций.
Многие вещи, которые связаны с научно-технологическим развитием, особенно с фундаментальными науками, с прикладными тоже - они как раз относятся к этой категории. Они относятся к категории тех сфер, которые самим рывком не будут искусственно отрегулированы. И здесь присутствие государства как игрока и как собственника может быть чрезвычайно важно. И поэтому мне представляется - с точки зрения модернизации, а не с точки зрения улучшения баланса и финансовой ликвидности - гораздо более важным, чтобы государство как собственник повысило качество управления своими активами, а не просто избавилось от них. Потому что все равно в конечном счете в под контролем государства остается критическая масса активов, так что вопрос о повышении качества управления не должен подменяться просто кампанейщиной по избавлению от этих активов, по их сбросу.
- Дмитрий Медведев предлагает ввести обязательную пропорциональную или смешанную избирательную систему на выборах представительных органов власти в городских округах и муниципальных районах с численностью депутатов не менее 20 человек. Позволит ли это оживить политическую жизнь страны
- Эта инициатива находится в векторе усиления партийного представительства. Но сложность состоит в том, что большинство партий не проводят активной работы на муниципальном уровне. Им просто не хватает ни кадровых, ни организационных ресурсов, а зачастую и просто желания эту работу проводить. Она не оказывается в их приоритете. Поэтому там как раз может быть ощутим дефицит конкуренции на партийном уровне.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.