Психологическая коррекция зрения — так называется новая методика, с помощью которой специалисты борются с глаукомой, близорукостью, катарактой. Рассказывают московские психологи Центра психологической реабилитации зрения Людмила БЕГМА и Николай ЗАХАРЧЕНКО .
- Каким образом помочь нашим глазам по вашей методике?
- Тому, кто хочет видеть окружающий мир во всем его разнообразии, надо объяснить: "Ты это можешь, не закрывайся от жизни, не ставь заслонок". Для того чтобы это осознать, существуют специальные психологические тренинги и упражнения. Проводя их, мы успешно справляемся с заболеванием без хирургического и лекарственного вмешательства.
В психологии есть такой термин "выученная беспомощность". Так, человек вдруг замечает, что стал хуже видеть, к примеру, после того, как долго сидел за рулем или за компьютером или просто переутомился, понервничал.
Первая мысль: возраст. И как только он так подумал, в силу сразу вступает та самая "выученная беспомощность". А если он еще обратится в поликлинику, где ему незамедлительно выпишут очки, беспомощность тем самым основательно закрепится. Потому что глазные мышцы начнут атрофироваться.
Ведь это равносильно тому, как человека, способного ходить, посадить в кресло-каталку. Хотя, с другой стороны, удобно — не нужно что-то делать, работать над собой, напрягаться. Поэтому многие, перейдя в категорию близоруких, оттуда не возвращаются.
- Но есть и те, кто прозревает?
- Недавно на приеме был пожилой мужчина, ослепший на один глаз 35 лет назад. Когда нам с ним удалось открыть этот глаз и свет стал ему доступен, то он испытал счастливый шок.
Еще пример. Теперь уже наша добрая знакомая Галина Александровна Малева после смерти двадцатилетней дочери перенесла инфаркт, инсульт и приобрела сахарный диабет.
Правый глаз у нее после детской травмы не видел 57 лет, а на левом на фоне диабета начала развиваться катаракта. Врачи, не рискуя делать операцию, посоветовали ей привыкать к темноте, запоминать где что лежит в доме, газ зажигать с закрытыми глазами, ибо впереди неминуемая слепота...
Нам удалось не только снять катаракту у Галины Александровны, но и вернуть зрение правому глазу. Но для этого очень важно желание быть зрячим.
- Как долго вы работаете с теми, кто к вам обратился?
- Это очень индивидуально и зависит от множества обстоятельств: характера человека, его настроя, установок. Иногда хватает нескольких часов, иногда требуется несколько недель, месяцев.
- В чем суть вашей методики?
- Цель наших психологических и частично педагогических тренингов — помочь человеку справиться с накопившимися у него проблемами. Мы учим умению не смотреть на мир с позиции "все плохо" и не пытаться его переделать, а попробовать изменить себя и свое отношение к окружающим.
У наших учеников биохимические процессы в организме меняются настолько, что восстанавливаются ткани глаза. Ведь откуда начинается болезнь? С нашего реагирования на внешнюю среду, с нездоровых реакций нервной системы. Возникает какой-то конфликт, через который человек не хочет перешагнуть, закрывает на него глаза, а мозг, как дисциплинированный солдатик, откликается на это.
В итоге нарушается органика глаза. Человек идет к доктору, но он решает лишь часть проблемы. Потому так часто после операции возникает вторичная катаракта даже на искусственном хрусталике.
У подростков, кстати, зрение ухудшается по причине недовольства собой, недостатка любви, разнообразных страхов. В перспективе мы намереваемся создать школу профилактики нарушения зрения у детей.
- Как вы относитесь к очкам?
- Как точно замечено, это костыли на глазах, способствующие тому, чтобы мышцы хрусталика не работали в полном объеме, теряли эластичность. Практически всем, кто принимает нашу философию, изменяет отношение к себе и к жизни в целом, мы помогли отказаться от них.
Не стоит увлекаться и солнечными очками. Но для этого сначала необходимо приучить глаза не бояться солнца, иначе можно повредить сетчатку.
- Слезы полезны для глаз?
- Народная мудрость гласит: "Поплачь — станет легче!". Химический' состав нашей слезы таков, что она нейтрализует токсичные вещества на роговице глаза, выделяющиеся от всевозможных переживаний, стрессов, травм.
Татьяна КОВАЛЕВА