Как распознать и помочь ребёнку с дислексией: советы психиатра

Психиатр рассказал как обнаружить и вылечить дислексию у ребёнка
4:08

Дислексия — это форма нарушения чтения, характеризующаяся трудностью в распознавании и правильном восприятии письменных символов.

У людей с дислексией могут возникнуть трудности с правильным чтением слов, пониманием текста и запоминанием информации. Это неврологическое расстройство может быть унаследовано или возникнуть из-за различных факторов окружающей среды. Важно отметить, что дислексия не связана с недостатком интеллекта, и у многих людей с дислексией уровень IQ высок.

Психиатр Виктор Рудов поделился своим опытом в распознавании дислексии в раннем возрасте и методах борьбы с ней.

Хотя полностью избавиться от дислексии невозможно, можно внести коррективы и предоставить ребенку "специальные инструменты", которые существенно облегчат его жизнь и учебный процесс, помогут ему самостоятельно контролировать свое состояние.

"Восприятие мира и функционирование мозга дислектика изменить невозможно. Если мы стремимся справиться с дислексией, нужно проявлять терпение, оказывать внимание, участвовать и поддерживать ребенка, сталкивающегося с этим нарушением", — подчеркнул он.

Рудов подчеркнул, что в таких случаях важно обращаться к узконаправленным специалистам по коррекции дислексии.

Он отметил, что эти специалисты, аналогично логопедам, должны обучить ребенка индивидуальным методам усвоения информации, подходящим именно ему.

"Что касается лечения нарушений, вызывающих дислексию, стоит обратиться к врачам, чтобы узнать о продолжительности и эффективности лечения", — сообщил Рудов.

Психиатр напомнил, что у человека с дислексией возникают серьезные трудности в распознавании и правильном восприятии письменных символов.

"При чтении дислексики сосредотачивают внимание на расшифровке звуков и произношении слова, что приводит к перегрузке оперативной памяти и затрудняет понимание текста. Некоторые исследования указывают на дефицит нейронных связей в обработке речи, что затрудняет визуализацию слов и доступ к речевой информации", — подчеркнул он.

Специалист отметил, что именно этот дефицит нейронных связей сказывается на областях мозга, ответственных за фонетическую обработку, такие как лобная и височные доли.

"Все виды дислексии различаются по степени тяжести, однако раннее выявление и начало лечения имеют важное значение для предотвращения возможных проблем в развитии, снижения самооценки, фрустрации, неуспеваемости в школе или проблем со сном у детей", — подчеркнул психиатр.

Рудов утверждает, что выявить нарушения у детей можно на ранних стадиях, и объяснил, как это сделать.

"Дислексию у детей лучше всего выявлять уже в дошкольном возрасте. Если не обнаружить ее вовремя, симптомы могут сохраниться не только в детстве и подростковом возрасте, но и во взрослой жизни. Несмотря на индивидуальные особенности каждого ребенка, дети с дислексией обычно начинают говорить позже, слабо воспринимают на слух и имеют более ограниченный словарный запас по сравнению с другими детьми того же возраста. Они часто путают буквы, такие как "в" и "з" (или "р" и "ь"), или нарушают порядок букв в слове. Они также испытывают трудности с концентрацией", — пояснил эксперт.

Согласно словам психиатра, "лечение" дислексии должно проводиться с использованием специальных программ, аналогичных логопедическим, сообщает Общественная Служба Новостей.

"В раннем детстве мозг обладает высокой пластичностью и способностью к формированию новых нейронных связей. Поэтому, если начать использовать инструментарий для укрепления нейронных сетей, отвечающих за обработку языка и речи, как можно раньше, есть больше шансов компенсировать нарушенные функции", — заключил специалист.

Симптомы ДИСЛЕКСИИ у взрослых. Как понять что у тебя болезнь дислексия и дисграфия
Автор Теймур Зейналпур
Теймур Зейналпур — внештатный корреспондент Pravda.Ru, студент университета РГУ им. А.Н. Косыгина
Специалист Фомина Марина
Занимается коррекцией звукопроизношения, организацией и планированием коррекционно-развивающей работы с заикающимися детьми, проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми с нарушениями речи (в том числе тяжелыми)
Обсудить