В мозгу одного человека могут жить две разные личности, причем каждая из них, по-видимому, использует собственную нервную структуру, чтобы подавлять или воскрешать воспоминания, пишет Nature.
Альтернативные личности обычно придумывают дети, перенесшие серьезную травму или подвергшиеся надругательству. Состояние, которое называют раздвоением личности, по-видимому, помогает человеку справиться с этой ситуацией путем отсечения воспоминаний, которые начинают восприниматься как происшедшее с кем-то другим. Группа ученых во главе с Симоной Рейндерс из клиники Университета Гронингена в Голландии использовала позитронную томографию для сканирования мозга 11 пациенток, страдающих раздвоением личности, выслушивая автобиографии каждого из двух персонажей, соседствующих в их мозгу. Одному из персонажей пациентки приписывали собственную травмирующую историю, и она запускала в мозгу определенные эмоциональные центры. Говоря о другой личности, они бессознательно считали рассказ автобиографичным, и он запускал более обширную мозговую структуру, включая области, участвующие в самосознании. Эти области не активизируются у людей без раздвоения, когда они слушают истории, происходившие не с ними.
"Мозг активно подавляет травмирующую информацию", — говорит Рейндерс. По ее мнению, эти области мозга заглушают автобиографические воспоминания и стирают их из того прошлого, которое человек воспринимает. Психиатр Джеймс Чу с медицинского факультета Гарварда назвал продемонстрированный эффект "новым поворотом". По его словам, другие исследования также свидетельствуют о том, что разные личности могут активизировать разные отделы мозга.
Индивидуумы, уживающиеся в пациентах, страдающих раздвоением личности, могут существенно отличаться друг от друга эмоционально и физически. Рейндерс рассказывает о пациентке, одна из личностей которой умела играть в волейбол, а другая нет. Этот феномен нашел отражение в нашем повседневном языке. Рассказывая о пережитом потрясении, мы говорим: "Я вышел из себя" или "Я разваливался на части". Но некоторые не верят в раздвоение личности и полагают, что пациенты играют в ролевую игру или обманывают.
Рейндерс надеется, что полученные ею результаты помогут разрешить спор. Исследования, проведенные ею и другими учеными, дают основания предположить, что различные личностные состояния вызывают в мозгу более значительные изменения, чем простая смена настроений. Однако, предсказывает Чу, "эти выводы убедят только тех, кого убеждать уже не надо".