Психологи: Москвичи жалуются на беспросветное одиночество

Новогодние праздники добавили работы столичным психологам из службы "Телефон неотложной психологической помощи 051": звонков, связанных с проблемой одиночества стало еще больше. В целом, как говорят специалисты, число таких обращений увеличилось на 28% — 7828 обращений за 2014 год.

По мнению руководителя службы Нины Петроченко, проблема одиночества выявила и другие тенденции. Например, москвичи чаще стали задумываться о смысле жизни."В течение всего 2014 года мы отмечали рост числа абонентов с проблемой дефицита общения. Если в 2013 году эта графа составляла 27% (6088 человек) от всех звонков, то в 2014 году уже около 31% (7828 звонков). Четыре года назад у нас даже не было такой графы в статистике, а теперь она вышла на первое место", рассказала она журналистам "Известия".

Всего в прошлом году москвичи обратились 43 тысячи раз, тогда как в 2013 году таких звонков было 39 тысяч. Помимо одиночества, жителей столицы беспокоят вопросы здоровья (17,5%), отношения с супругами (10,8%). При этом чаще всего по телефону доверия звонили женщины (75%, в период праздников число звонков от них увеличилось до 81%). Большинство позвонивших — это люди от 35 до 60 лет (54%).

С начала 2015 года в службе выделили и новую статистическую группу по проблемам экзистенциального характера: с такими обратившимися общались о смысле жизни и тому подобных вещах.

В первые две недели нового года в службу обратились 1187 человек, больше половины из которых потребовалась психологическая консультация. Главная проблема — дефицит общения, на втором месте — вопросы здоровья, третье место разделили вопросы экзистенциального характера и семейно-супружеские отношения. При этом Нина Петроченко отметила, что на новогодние праздники в прошлом году таких звонков было меньше, связывая это с тем, что и сами праздники были короче на два дня.

Некоторые опрошенные эксперты видят прямую связь между давно обозначившимся одиночеством и недавно оформившимися экзистенциальными проблемами.

Профессор РГГУ, доктор психологических наук Александр Булгаков считает, что приведенные данные лишь подтверждают общую тенденцию в современном социуме — количественного и качественного роста внутренне болезненно переживаемого одиночества. "Одиноким личностям" он советует определиться с ощущениями, например в какой сфере и насколько долго длится это состояние. Затем в одиночестве можно найти рациональное зерно, посмотреть на него как на ресурс, сформулировать цель использования этого ресурса. Кроме того, можно посмотреть по-новому на свою "социальную сеть" отношений, не полениться сделать ее анализ по незамысловатым критериям: этот может выслушать, та может поддержать, тот может решить вопрос.

Но по большому счету Булгаков считает проблему одиночества раздутой, а страдающие от своего уединения "одинокие личности" — лучший материал для политиков в плане манипулирования.

Старший научный сотрудник факультета Психологии МГУ Андрей Онучин считает, что тема одиночества является актуальной для всех крупных мегаполисов, где происходит разрушение традиционных форм взаимодействия.

"Россия переживает постепенную смену культур. Все большая часть населения уходит от традиционных форм общения. Их заменяет интернет, особенно у молодежи. Проблема внутренней изолированности в России возрастает, но она не уникальна. Мне кажется, что это европейская или даже скандинавская модель сферы приватности своего общения и сокращения круга людей, с кем можно общаться. Есть понятие "плотность общества", которое означает, насколько общество располагает ресурсами для решения задач его членами без привлечения государства или других социальных институтов. В крупных мегаполисах, таких как Москва, плотность общества падает и государство начинает больше брать на себя — в том числе и тему взаимодействия между людьми. Например, "Московская служба психологической помощи населению" становится ресурсом решения проблем, которые возникают по мере падения плотности общества", — считает Онучин.

Одиночество необязательно связано с физическим отсутствием другого человека, отмечает специалист Клинического центра психического развития и психоаналитического исследования детей, подростков и взрослых при Московском институте психоанализа Ильдар Бикмухаметов. В таком случае речь идет о неспособности ощущать близость, неумение контролировать дистанцию от того, к кому есть привязанность.

Читайте также:

Корни алкоголизма уходят в детство

Три мифа о конфликтах в отношениях

Наркоманы — можно ли реабилитировать

Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня

Специалист Березанцев Андрей
Психотерапевт, психиатр
Обсудить