Детям не хватает навыков здорового образа жизни, считает руководитель Института диетологии и диетотерапии Михаил Гинзбург.
Напомним, что программа "Навыки здорового образа жизни" разработана Федеральным агентством по делам молодежи. Одной из главных целей программы является модернизация уроков физкультуры в школах.
Своим мнением о новой программе с "Правдой.Ру" поделился руководитель Института диетологии и диетотерапии Михаил Гинзбург:
- Прежде всего, надо понять, что это такое, как я ее вижу (эту программу). ЗОЖ ("Здоровый образ жизни") сейчас - это 12 уроков в неделю из так называемого школьного компонента (то есть на усмотрение директора школы) и он будет посвящен обучению детей навыкам ЗОЖ.
ЗОЖ складывается из питания, двигательной активности, из соблюдения личной гигиены, профилактики вредных привычек. Там несколько таких составляющих, в общем-то известных. То, что детям не хватает таких знаний - это очевидно. То, что приобретя эти знания, они будут более здоровы, потому что будут эти знания применять - это тоже очевидно. Транслировать (полученные знания) родителям и более младшим детям - тоже очевидно.
Работа эта достаточно сложная и кропотливая. Но рано или поздно ее надо делать, если мы хотим, чтобы наши дети росли здоровыми и становились здоровыми молодыми людьми.
Если говорить об уроках физической культуры, традиционно выделялось два урока в неделю.
В принципе консолидированное мнение проявлялось и в выступлениях президента России, и в каких-то обсуждениях в присутствии главы государства - в современном виде уроки физкультуры никого ничему не учат. Навыки, которые даются на этих уроках, в большинстве случаев не нужны. Например, кому из нас пригодились навыки прыжков через "козла"?
Второй момент - эти уроки очень травматичные. Доходило даже до смертей. А уж сколько побилось детишек, сколько было переломов... Наверное, каждый может назвать два-три таких случая. Все эти уроки направлены в общем-то на сдачу нормативов. Например, есть норматив метания гранаты на дальность. Если подросток развит, он ее метнет. А если нет? И главное, у него нет времени потренироваться.
Когда я взял образовательный стандарт по физической культуре, я сам удивился. Например, блок "плавание". Бассейн есть не во всех школах. И первое же занятие - техника плавания кролем, брассом, на спине. Треть детей вообще не умеет плавать. Опять же никто никого не учит. Вот есть норматив: на "отлично" надо столько-то, на "хорошо" - столько. Это мое мнение, но в принципе, конечно, физкультура (в нынешнем виде) оставляет желать лучшего.
И еще такой момент. Физкультура ориентирует не на оздоровление, как она в школе преподается, а на спорт. Чем спорт отличается от физической культуры? Он всегда посвящен каким-то достижениям. В нем всегда присутствует соревновательный элемент. А в физкультуре присутствует оздоровительный элемент.
И идея мне очень нравится, и с теми с кем я ее обсуждал, (она) встречает широкий отклик - заменить программу физкультуры преподаванием фитнеса. Преподаванием - опять же имеется ввиду, что ребенок должен овладеть навыками, что ему даст фитнес в рамках оздоровления. Ведь оздоровлением нужно все время заниматься. А дальше он будет поддерживать эту форму, тренироваться и т.д.
Когда мы стали с методистами составлять эту программу, оказалось, что убрать физкультуру вообще на основании существующего законодательства не удается. Мы решили - пусть один урок в неделю остается самая обычная физкультура, один - фитнес, один - ЗОЖ. И все это попробовать в 10-м классе, а не в 11-м, потому что там нагрузка на подготовку, на ЕГЭ,. 10-й как-то посвободней и там с молодыми людьми можно говорить в системе ценностей взрослого человека. Это и наиболее критический возраст, потому что закладываются и вредные привычки тоже - им тоже надо противостоять.
Надо сказать, шум возник, когда кто-то (так) понял, что как таковая физкультура будет удалена. Что дети хоть два часа в неделю могли попрыгать, а так они вообще, мол, не будут прыгать. Такого, конечно, не будет, и с самого начала не предполагалось.