Ингушский муфтий Магомед Албогачиев до недавнего времени занимавший пост председателя Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК), куда входят духовные управления мусульман Чечни, Ингушетии, Дагестана, других северокавказских республик, областей и краев региона, в конце прошлой недели был тихо переизбран с поста ЦМСК. Переизбрания (по сути дела – смещения) Албогачиева в самом ближайшем будущем мало кто предвидел, хотя желающих перемен в руководстве мусульман Северного Кавказа было предостаточно, однако вслух об этом предпочитали не говорить.
Официальное объяснение руководства КЦМСК по смене духовного лидера следующее: несомненно, муфтий Ингушетии авторитетный человек, однако настало время доверить организацией и другим священнослужителям. Тихое переизбрание было подкреплено в кратком устном изложении: дух российской демократии не чужд для КЦМСК.
Многие мусульманские лидеры страны были, мягко говоря, недовольны поведением ингушского муфтия, который в последние годы действовал по принципу: «И нашим, и вашим: и споем, и спляшем». Имеются в виду явные симпатии Албогачиева к деятельности главы духовного управления мусульман Святой Руси Талгату Таджуддину, постепенный отход от сотрудничества с Советом муфтиев России с Равилем Гайнутдином, хотя с последним ингушский муфтий не ссорился, и делать это не собирался. Они продолжали участвовать в ряде совместных проектов, например, в обсуждении духовного образования в Государственной Думе и аппаратах правительства и президента.
Отрытого раздражения по поводу Албогачиева и его постепенного отхода к ДУМ Святой Руси лидеры Совета муфтиев не высказывали ни разу, ссылаясь на то, что «Албогачиев не входит ни в Совет муфтиев, ни в ДУМ Святой Руси, у них действует своя организация, пусть действует, как хочет».
Но при детальном разборе становится очевидным тот факт, что муфтий Албогачиев где-то дал маху, что и позволило тихо-мирно его сместить не с поста главы муфтията республики, а поста главы КЦМСК, куда влиятельного и авторитетного – особенно среди кавказцев российской столицы: бизнесменов разного калибра, политиков, в том числе депутатов нижней палаты.
Так что же могло произойти?
После страшного убийства в 1998 дагестанского муфтия Саид-Мухаммада Абубакарова (преступники взорвали его и родного брата муфтия в то время, когда он ехал на пятничный намаз в Соборную мечеть Махачкалы – заказчиков и исполнителей так до сих пор и не нашли), никто из мусульманских духовных лиц так и не смог занять пустующую нишу лидера всего Северного Кавказа. А Абубакаров прекрасно разбирался в существующих в межнациональных, межклановых и межреспубликанских течениях региона, был крайне популярен, убедительно проводил хутбу (пятничную проповедь) и прекрасно знал русский язык. Он слыл прекрасным оратором: чего стоят его выступления на демонстрациях против басаевских головорезов и призывы дать достойный отпор бандитам во имя единой России!
Абубакаров мог сразу же поставить кого угодно на место. Например, когда выходцы с Кавказа пожаловались Абубакарову на то, что в мечетях Москвы большая часть проповедей читается на татарском, он спросил земляков: «Когда вы пьете таблетки от головной боли, вы каждый раз спрашиваете их химический состав у лечащего врача?!». Спросил на русском. (Правда, следует заметить, что с недавних пор проповеди в столичных мечетях присутствует и текст на русском, однако все равно одна треть пятничных проповедей и даже больше традиционно читаются на татарском языке).
С Абубкаровым считались не только старейшины, но и все президенты северокавказских республик без исключения. Он мог спокойно позвонить любому из глав региона и решить любой вопрос. Дагестанского муфтия здорово поддерживали и в Москве. Однако после трагической гибели Абубакарова авторитет северокавказских духовных лиц постепенно не то что бы сошел на нет – просто видя, что в их рядах нет единого лидера, сплотившего практически все ДУМ Северного Кавказа, с ними пока общаются приблизительно так: мы их пригласим, допустим, на конференцию, конечно, а если не приедут, не велика беда, обойдемся и без кавказцев. Попробовали бы кто-нибудь заявить подобное при деятельности Абубакарова!..
За время руководства КЦМСК муфтий Ингушетии Албогачиев не смог зарекомендовать себя как признанный северокавказский лидер. Дело не во времени – в работе. Его знают и уважают и на родине, и в столице. Но это относится скорее не лично к Албогачиеву, а его духовному сану – муфтию и главе КЦМСК. А за долгое время сотрудничая с Советом муфтиев, он к всеобщему (в том числе и кремлевскому) удивлению стал склоняться к совместной деятельности с Талгатом Таджуддином, руководителем ДУМ Святой Руси из Уфы, объявившего легендарный джихад против США. Когда уфимского муфтия осудили не только соперники, но и подчиненные, Албогачиев, видимо, почувствовав, что с Таджуддином не по пути (так и весь авторитет растеряешь!), попытался вернуться к исходной. Но не успел: времени не хватило. Да и доказательств, что он не будет общаться с Таджуддином, тоже. Между прочим, Албогачиев не стал протестовать, не делать каких-либо заявлений по поводу своего освобождения от руководства КЦМСК, и, уходя, дверью не хлопнул.
Назначение на место главы КЦМСК муфтия Карачаево-Черкесии и Ставропольского края Исмаила Бердиева для многих стало приятной неожиданностью. По поводу нового руководителя КЦМСК в мусульманской умме пока отзываются так: знаем, высокий, плотный, с папахой, говорят, хороший, общительный человек.
В общем-то, это пока и все.
Ильяс Тахиров,
Специально для «Правды.Ру»
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.