Если слово "икона" вызывает благоговейный трепет у истинно верующего православного, то слово "иконопись" находит отклик и в сердце человека, очень от религии далекого. И все дело в том, что это - искусство.
С историей иконописи неразрывно связано имя Андрея Рублева, День памяти которого православная церковь отмечает ежегодно 17 июля.
Андрей Рублев появился на свет около 1340-1360-го года. Точной даты рождения иконописца никто не знает, историки только определили период, когда он мог появиться на свет. Также скудны сведения и о его происхождении. Хотя, если проанализировать фамилию художника-монаха, можно предположить, что родом он был из семьи ремесленников: Рублев - это прозвище, которое, скорее всего, происходит от слова "рубель" - так назывался инструмент для накатки кожи.
Мирское имя иконописца также неизвестно, но, скорее всего, оно также начиналось на букву "А", Андреем же он стал после пострига в Андрониковом монастыре при Андронике Московском
Историки считают, что Андрей Рублев, будучи еще совсем молодым человеком, проходил обучение иконной живописи за пределами родного государства. Специалисты называют в качестве возможных стран, где преподобный получил художественное образование и после работал, Византию и Болгарию.
В те времена подобное часто практиковалось, и не только представителями Церкви. Одна из версий гласит: Андрей Рублев являлся учеником самого Феофана Грека. Некоторым косвенным подтверждением тому служит совместное упоминание этих двух имен в летописи, датированной 1405-м годом. К слову, первым в ней идет имя Феофана Грека, что указывает на его большую важность.
Однако само творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом.
Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле
Специалисты отмечают в Андрее Рублевом и его работах бесспорное присутствие влияния Сергия Радонежского. Несомненно Рублев был знаком и с Саввой Сторожевским, поскольку в один из периодов жизни трудился в Саввино-Сторожевском монастыре.
Подлинных работ Рублева сохранилось очень мало. Единственной точно датированной является роспись Успенского собора во Владимире, над которого он работал вместе с Даниилом Черным и другими мастерами. Роспись эта, вероятно, была столь значительна для церкви, что дата начала работ над фресками указана в летописи. И эта запись - второе упоминание Рублева.
Из фресок Рублёва в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублёва во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.
Как рассказывают летописи, и это третье упоминание иконописца,в конце 20-х годов XV столетия Рублев, вместе Даниилом Черным, работает над росписью Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря, где им были написаны иконы для иконостаса. Вероятно, именно в этот иконостас и входила знаменитая икона «Святая Троица» - его единственно безусловная сохранившаяся работа в жанре иконописи. Традиционный библейский сюжет Рублёв наполнил глубоким богословским содержанием.
По мнению исследователей, его кисти также принадлежит и "Звенигородский чин" - три иконы с изображением Спасителя, архангела Михаила и апостола Павла, сохранившаяся часть полуфигурного Деисуса, состоявшего из 7 или 9 икон, в настоящее время находящиеся в Третьяковской галерее.
Также большинство исследователей согласны с тем, что им, скорей всего, написана «Владимирская Богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир) и часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (датируется примерно 1395 годом).
Свой земной путь Андрей Рублем закончил Рублёв 17 октября 1428 года, во время морового поветрия. Смерть застала мастера в Андрониковом монастыре, где весной этого же года он написал свою четвертую, известную по летописям работу - фрески Спасского собора. Похоронен иконописец был здесь же, возле колокольни монастыря.
В 1986 году, когда православная церковь отмечала 1000-летие крещения Руси, Андрей Рублем был канонизирован в лике православных святых.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.