40 лет назад в Манеже открылась самая скандальная советская выставка. Она посвящалась 30-летию МОСХа. Специальный проект арт-ярмарки посвящен этому юбилею. К сорокалетию шумного столкновения власти и искусства приурочен главный выставочный проект "Арт-Манежа 2002".
До сих пор никому не известно, было ли посещение Никитой Хрущевым вернисажа в Манеже экспромтом или запланированной провокацией его окружения. Гнев главы государства вызвали многие экспонаты. У Юло Соостера, представившего картину "Лунные можжевельники", он осведомился, бывал ли художник на Луне. Обругал автопортрет Бориса Жутовского, работы Владимира Янкилевского и Юрия Соболева. Даже "Геологи" Павла Никонова и другие картины "сурового стиля", рассказывавшие о трудовых буднях страны, вызвали ярость у Хрущева и свиты. Разгромные статьи в газетах и вызовы "на ковер" заставили многих авторов в начале 60-х на время уйти в подполье. В стране возник "художественный самиздат", так называемое другое искусство. Многим художникам пришлось уехать из страны.
А ведь никто не хотел скандала. Просто в юбилейную экспозицию Московского союза художников было решено включить экспериментальные произведения молодых живописцев Жутовского, Эрнста Неизвестного, Элия Белютина и других, чьи работы появлялись только на квартирных выставках.
Собственно, посещение этой выставки — один из немногих "подвигов" Никиты Хрущева — в ряду "кузькиной матери" на заседании ООН, Карибского кризиса и кукурузы. Разгром практически символизировал завершение оттепели и многие из советских интеллигентов тогда и "померзли" разуверившись во всем окончательно.
Но прежде, чем померзнуть, интеллигенция, не поверив в наступление зимы, написала письмо.
Дорогой Никита Сергеевич!
Мы обращаемся к Вам как к человеку, больше всего сделавшему в искоренении сталинского произвола в жизни нашей страны.
Мы, люди разных поколений, работаем в разных областях искусства, у каждого из нас свои вкусы, свои художественные убеждения. Нас объединила в этом обращении к Вам забота о будущем советского искусства и советской культуры.
Вы рассказали советским людям об огромном ущербе, причиненном нашей стране благодаря многолетнему господству сталинских методов, когда подавлялся творческий дух народа. В тех областях, где мы работаем, зачастую судьбы художественного произведения решали чиновники, не понимавшие и не любившие искусство. Мы с радостью видим, как партия восстанавливает дух Ленина: свободу и справедливость. Архитекторы радуются возможности строить современные дома, писатели — возможности писать правдивые книги, легче дышится композиторам и работникам театра, наша кинематография создает теперь фильмы, разные по художественному направлению, картины, встреченные пониманием и признанием народа, и за рубежом.
Мы обрадовались выставке московских художников, потому что это первая выставка за четверть века, на которой могли быть выставлены художники разных направлений. Есть там произведения крупных художников, погибших в лагерях или доведенных до смерти голодом и невозможностью показать свои работы зрителю в сталинское время.
Такая выставка стала возможной только после XX и XXII съездов партии. У нас могут быть разные оценки тех или иных произведений, представленных на выставке. Если мы обращаемся к Вам с этим письмом, то только потому, что хотим сказать со всей искренностью, что без возможности существования разных художественных направлений искусство обречено на гибель.
Мы видим теперь, как начинают толковать Ваши слова на выставке художники того самого напрвления, которое единственно процветало при Сталине, не давая другим работать и даже жить.
Мы глубоко верим, что Вы не хотели этого, и что Вы против этого. Мы обращаемся к Вам с просьбой остановить в области изобразительного искусства поворот к прошлым методам, которые противны всему духу нашего времени.
10.12.62
В.Фаворский
В.Иванов
Д.Шостакович
М.Ромм
С.Коненков
С.Лебедева
К.Чуковский
Л.Бубнов
Ю.Завадский
М.Алпатов
Б.Прокофьев
И.Голицын
И.Эренбург
Г.Захаров
С.Чуйков
И.Сельвинский
К.Симонов
В.Катаев
В.Каверин
Для посетителей подготовлен специальный проект "Манеж: 40 лет нонконформистского искусства". На втором этаже выставочного зала — произведения классиков андеграунда и фотодокументы. Экспозиция посвящена разгрому манежной выставки в декабре 1962 года. Выставку сопровождает показ кинодокументальных материалов.
В этом году на выставке "Арт-Манеж 2002" представлены только живописные произведения. Жесткое ограничение заставило участников проявить фантазию.
Основная задача ярмарки "Арт-Манеж" - приучить публику к мысли, что актуальное искусство продается и покупается. До недавнего времени эта идея понимания не находила. Во-первых, вложение денег в современное искусство считалось слишком рискованным. Во-вторых, некоторые произведения, появлявшиеся на "Арт-Манеже", совершенно не подходили для украшения жилых и офисных помещений. В-третьих, разобраться в многообразии предлагаемых шедевров было трудно даже специалистам.
В этом году организаторы существенно облегчили жизнь потенциальным покупателям, ограничив их выбор самым традиционным видом изобразительного искусства — живописью. Однако лазейка оставлена: под словом "живопись" подразумевается не только привычная комбинация "холст, масло", но и беспредметное искусство, искусство объекта, концепт-арт. В ярмарке участвуют не только галеристы, но и антиквары, так что в Манеже мы увидим произведения, созданные на протяжении ХХ века — от модерна, авангарда и советского академизма до постсоцреалистического маньеризма.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.