Индустрия товаров и услуг, целиком или хотя бы частично ориентированных на верующих различных религий, в последние годы развивается в самых разных регионах России. Однако насколько законен и прибылен "бизнес для единоверцев"? Скидки на халяльную продукцию для мусульман законны или относятся к области инициативы частного исламского бизнеса?
В начале апреля в российскую прессу попала информация, вызвавшая противоречивую и едва ли не скандальную реакцию у значительной части нашего общества. 2 апреля "Комсомольская правда" рассказала о том, что одна из ее читательниц из Казани сильно удивилась, прочтя брошенную в ее почтовый ящик рекламную газету, где красовались объявления со словами "Мусульманам — скидки!". "Получается, что в этом магазине я — нежелательное лицо? А желательные — только мусульмане?" — удивилась женщина.
Как выяснилось из расследования казанских журналистов ИА REGNUM, речь идет о рекламно-информационном путеводителе "Халяль гид" (зарегистрирован федеральной Службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций 22 сентября 2010 года), в котором есть немало и других объявлений с общим рефреном "Мусульманам — скидки!" Дают эти объявления владельцы различного бизнеса, являющиеся верующими мусульманами и в связи с этим желающие финансово привлечь и поддержать своих единоверцев.
На самом деле, индустрия подобных услуг, товаров и скидок "для единоверцев" давно уже процветает не только в Казани, но и в Москве. Другое дело, что их рекламу можно найти только в изданиях тоже "для своих", будь то газета "Халяль гид", чудом попавшая к представителю "нецелевой аудитории", или интернет-сайты, форумы и гостевые. Вот, например, объявление на исламском интернет-ресурсе (в этом и дальнейших объявлениях сохраняется орфография оригинала):
"С 1 апреля 2009 года иншааллах открывается Салон красоты в районе Кожухово ориентир метро Выхино-Новогиреево. Для мусульманок будет огорожено отдельное помещение, будет представлена возможность прочесть намаз.
В салоне будет Парикмахерская, маникюр, педикюр, солярий. Хозяин альхамдулиллах ваш брат мусульманин".
Вот объявление уже о открытии этого салона красоты:
"1 апреля 2009 года Московский салон красоты открывает специальные дни для мусульманок. В отдельном кабинете девушки исповедующие Ислам, смогут воспользоваться услугами салона, не опасаясь посторонних глаз… Цены в "исламском кабинете" будут ниже, чем в салоне.
Как сообщил директор салона Ильдар Хасанов, инициативой принятия такого решения, стал повышенный спрос наших мусульманок на такие виды услуг".
Опять же — "единоверцам скидки!"
Есть и фитнес-заведения "специально для мусульман". Вот объявление уже на другом исламском интернет-ресурсе:
"В здании Московского исламского университета открылся спортивный центр для мусульман, включающий тренажерный зал, оборудованный новейшим оборудованием, и борцовский зал. Занятия проводятся квалифицированным тренером. К услугам посетителей чистые помещения, раздевалки, душевые комнаты. Рядом с залами имеется мечеть".
А вот другое объявление, где не только предоставляют услуги единоверцам, но и берут на работу по тому же религиозному принципу:
"Сейчас в Москве, альхамдулиллях, начал свою работу Некоммерческий духовно-оздоровительный проект "ДУНИА"… Организация приглашает на работу единоверцев врачей-специалистов, игло-рефлексотерапевта, массажиста-женщину для сестер, педиатра".
Есть объявления о сдаче квартир "только единоверцам":
"Cрочно сдается 2х комн. квартира в Ясенево, 7 мин. от метро. Мусульманам, можно 2 семьи".
Некоторые из подобных халяльных бизнес-проектов в разное время привлекали к себе внимание СМИ и общества.
Прежде всего, конечно, "первая в Москве поликлиника для мусульман", открытая 6 декабря 2007 года на Волгоградском проспекте в рамках сети поликлиник "ЦК" ("Цена-Качество"). Как заявлялось при открытии, в этом заведении будут строго соблюдаться законы шариата — разные отделения для мужчин и женщин, халяльный буфет и комната для намаза, персонал женского пола будет носить хиджабы, а медикаменты не будут содержать спирта.
В ноябре 2009 года ресторатор Абубакар Бекмурзиев заявил о переоборудовании двух своих ресторанов — "Шарм эль-Шейха" и "Киото" на Страстном бульваре — в "первые полностью халяльные и безалкогольные рестораны" в Москве. При этом он с оптимизмом заявил, что "уверен в том, что халяльные рестораны без алкоголя — будущее ресторанного бизнеса".
Насколько законно создание заведений или оказание услуг только для единоверцев или с преференцией (например, скидками) для единоверцев? Сложно сказать. "Комсомольская правда" утверждает, что прокуратура заинтересовалась фактами рекламы "Мусульманам — скидка!" При желании, конечно, здесь можно усмотреть дискриминацию по признаку религии.
С другой стороны, закономерен и вопрос — а насколько доходен, экономически выгоден подобный "бизнес для единоверцев"? Опять же, сложно сказать. Многие примеры, в том числе из вышеприведенных, говорят об обратном. Например, в апреле 2009 года в Москве заработал салон красоты со скидками и "специальным кабинетом" для мусульманок — а уже спустя два месяца, в июне 2009 года, его владелец публикует объявление о срочной продаже этой парикмахерской. Судя по всему, этот же салон красоты описывает (пусть и с ошибкой по местоположению) автор статьи в "Комсомольской правде" за ноябрь 2009 года: "При парикмахерской на юго-западе столицы открылся отдельный кабинет для мусульман. Но последние полгода — ни одного клиента". В ноябре 2009 года популярные рестораны "Шарм-аш-Шейх" и "Киото" преобразуются владельцем в полностью халяльные — и уже в сентябре 2010 года закрываются из-за того, что выручка не покрывает даже стоимости аренды их помещений. "Первая поликлиника для мусульман" на Волгоградском проспекте также, как отмечает автор статьи в "Комсомольской правде" в ноябре 2009 года, "обанкротилась в рекордно короткие сроки". На ее чрезвычайно низкую посещаемость жаловались даже на исламских сайтах…
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.