10 октября министр экономического развития России Максим Орешкин сделал заявление, что неэффективные бизнес-модели отомрут в период низкой инфляции.
Ситуацию "Правде.Ру" прокомментировал заместитель директора Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Валерий Миронов.
- Компаниям с какой бизнес-моделью (эффективной/неэффективной) в России выгодна низкая инфляция, а каким высокая?
- Именно неэффективным бизнес-моделям высокая инфляция выгодна в тех секторах, где есть высокая доля затрат на труд, себестоимость, и где слабые профсоюзы, которые не могут заставлять работодателя сразу, вровень с инфляцией, или чуть ниже темпами, инвестировать зарплату. В этом случае цены растут, предприятия по более высоким ценам продают продукцию, получают больше выручки, но фиксируют зарплату, или повышаютее значительно меньше инфляции, поскольку профсоюзы не могут отстоять права работников, или этого нет в коллективных договорах. Доля прибыли увеличивается, а доля зарплаты в цене падает - в любом случае это бизнес-модель за счет трудящихся, за счет уменьшения их доли в цене продукции. Так решается проблема инвестирования.
По идее можно было бы достигать этих же целей за счет более эффективных технологий, моделей, но у нас слабые профсоюзы, поэтому бизнесменам можно достигать своих целей и таким путем. Соответственно, когда инфляция снижается, такая неэффективная модель уже не может работать. Рано или поздно придется изыскивать другие пути роста эффективности, чтобы сохранить статус-кво, те же объемы прибыли - внедрять новые технологии, инновации, приходить к эффективной бизнес-модели.
Разумеется неэффективные модели могут быть в трудоинтенсивных секторах - пищевой, легкой промышленности, машиностроении, сборочном производстве, где высокая доля зарплат в цене и себестоимости. На счет профсоюзов я не знаю, они везде слабые, но в целом вот так.
- Орешкин считает, что низкая инфляция в России стала одной из причин финансового состояния "ВИМ-Авиа", получается, что у компании была неэффективная бизнес-модель.
- Естественно, снижение инфляции не позволяло теми же темпами увеличивать стоимость билетов, и, может быть, у них были какие-то коллективные договора, потому что все-таки работники профсоюзов авиации, по-моему, достаточно сильные, потому что они постоянно лоббируют статьи о том, как плохо нашим летчикам, и требуют повышения зарплаты. При падении инфляции зарплаты прежними темпами повышаются, а цены уже не могут прежними темпами увеличиваться. Я не смотрел финансовый отчет "ВИМ-"Авиа", и не знаю, отчего они пролетели. Но раз Орешкин говорит...
- Какие проблемы банковского сектора может выявить низкая инфляция?
- Проблема в том, что снижение инфляции может привести к снижению процентных ставок по кредитам. Но у нас пока этого не происходит, потому что инфляция падает, а ключевая ставка почти не снижается. Инфляция, уже видите, снизилась до 4% с 10%, а ключевая ставка снизилась с 12 до 9,5, или до 9. То есть, она выше инфляции. Вместе с ключевой ставкой снижается стоимость кредитов, а стоимость кредитов - это цена денег, которыми банк торгует, это его доход. А с другой стороны, если снижение инфляции будет приводить к снижению ключевой ставки и стоимости кредита, у банков будет меньше доходов.
- И, соответственно, число банков должно сократиться?
- Да, конечно, по мере снижения инфляции должна и депозитная ставка снижаться, но она и так уже быстро снижалась, проценты достаточно низкие по депозитам. Вот кредитная ставка может снизиться быстрее, так как она до сих пор мало снижалась. И когда она быстро пойдет вниз, стоимость кредитов - маржа банков, как разница между кредитной и депозитной ставкой - будет сжиматься как шагреневая кожа. Те банки, у которых есть просрочки, долги, будут иметь проблемы. Хотя надеемся, что ЦБ такие банки вычищал, когда еще не было угрозы низкой инфляции. Но это угроза для краткосрочного плана, потому что при долгосрочном плане снижение инфляции - благо.
- Я хочу понять природу неэффективных бизнес-моделей. Они не могут или не хотят работать эффективно?
- У нас только что вышел рейтинг конкурентоспособности. Две основные слабости российской экономики - это эффективность товарных рынков и финансовый сектор. Еще Россия слаба по качеству корпоративного управления. То есть, у нас очень слабые институты как государственного управления, так и корпоративного.
- А почему?
- Потому что они увязаны друг с другом. Если ты можешь за счет хорошего отношения с чиновником выиграть тендер, и решить некоторые финансовые проблемы, поделившись, то зачем тебе совершенствоваться в корпоративном управлении: Вот так это и возникает.
Беседовала Оксана Орловская
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.