Россия и США ведут переговоры по вопросу создания окололунной базы. Как сообщил исполнительный директор госкорпорации "Роскосмос" по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалев, около Луны появятся две космические станции. Об их создании рассказал Pravda.Ru член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
— Какие задачи будут выполнять станции? Что там будет происходить?
— На самом деле, главными целями является не то, что обозначают те люди, которые работают в космических отраслях России, США или других стран. Здесь, кто платит деньги, тот и заказывает музыку.
Если речь идет о государственных деньгах, то ключевой вопрос: зачем государство (не важно, США, Россия, еще кто-то) должно затратить десятки, а то и сотни миллиардов долларов для решения каких национальных задач. Вы же, наверное, не хотите, чтобы деньги российского бюджета расходовались на цели, которые не понятны для нашей страны? Это ключевой вопрос. И я пока этих целей не знаю. Я знаю, что эти проекты существуют со времен даже Барона Мюнхгаузена и Сергея Павловича Королева. Но во времена Сергея Павловича Королева было понятно зачем, была космическая гонка между Советским Союзом и США. Эти деньги вкладывались, по сути, в престиж страны, в развитие экономики, поддержание мнения, что социализм эффективнее, чем капитализм. Тогда мне было понятно, но сейчас нет.
— Насколько технически осуществим такой проект?
— Технологически это возможно. В перспективе 5-10 лет, при стабильном, нормальном финансировании, при нормальной организации проекта, состояний, такие задачи можно решать. Через 5 лет можно будет уже проводить первые пуски. Но остается главный вопрос, на который у меня нет ответа, который я пытаюсь на протяжении очень многих лет услышать от Роскосмоса, от кого-то еще. Не потому, что я не люблю космонавтику, я как раз люблю космонавтику, но я хочу услышать, с какой целью будут потрачены эти средства. То есть, если кому-то хочется походить по луне, я не против, но тот, кому хочется, пусть ищет свои деньги. Но речь идет об общих деньгах.
У меня нет возражений, если какой-нибудь бизнесмен захочет совершить туристический полет, такие проекты есть — путевка оценивается в 200 миллионов долларов. Пожалуйста. Платишь 200 миллионов долларов — нет проблем. Но когда люди собираются строить на миллиарды бюджетных средств лунную базу, у меня возникает вопрос: Вам это интересно, я не спорю, а всем остальным?
— Позволят ли отношения с США реализовывать совместные программы?
— Сейчас президент США назначает руководителя космического агентства, и согласно существующей практике, новый президент меняет руководителя НАСА, такая традиция сложилась с 60-х годов. Поэтому, скорее всего, нынешний руководитель НАСА поменяется в январе. Трамп по традиции, а особенно с учетом уже не просто риторики, но и определенного отношения к наследию старого, пересмотрит ту непонятную космическую политику, которая велась во времена Обамы восемь лет.
Она была понятна только в единственном аспекте, с точки зрения поддержки частного космоса. Вот тут политика США была абсолютно четкая, системная, правильная на поддержку таких проектов. Во всем остальном, в части каких-то государственных программ, это была, на мой взгляд, абсолютная стагнация.
США, как космический лидер и по финансированию, и по возможностям, никак себя за эти 8 лет не проявили. Надеюсь, Дональд Трамп, который, как все считают, больше нацелен на внутренние решения, а космонавтика все-таки имеет внутренний патриотический потенциал, будет что-то менять.
Но, опять-таки, надо смотреть, кто будет назначен руководителем НАСА, какие перед ним будут поставлены задачи, какие у него будут возможности. Потому что, если бюджет НАСА не увеличить, реализовать масштабные программы будет невозможно. Для примера, чтобы реализовывать какие-то масштабные проекты, типа лунного или марсианского, то бюджет НАСА надо увеличить, минимум, процентов на 50, а, может быть, и больше. Эта задача неподъемная, последние 20 лет бюджет НАСА фактически снижался.
— Есть проект ракеты для пилотируемых полетов на Луну. На какой стадии он находится?
— С точки зрения технологии, на самом деле, никакой сложности тут нет. Понятно, что если эта ракета была создана в 1960-х годах для полета на Луну, то сейчас ее тоже можно создать. Здесь нет технологических барьеров. Вопрос цены и вопрос зачем. Такие проекты есть, они были и в Советском Союзе, и сейчас таких проектов много. Здесь нет барьеров в части нарисовать, спроектировать, или даже технологически это все увязать. Главный вопрос — цель и финансирование.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.