Консорциум Boeing и Lockheed Martin снова заказал ракетные двигатели у России. Поставки новой партии российских ракетных агрегатов для американских "Атлас-5" начнутся сразу же после того, как будет выполнен предыдущий заказ на 29 двигателей. О том, какие преимущества у наших РД-180 рассказал Pravda. Ru член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
"Действительно, сегодня российские ракетные двигатели — это лучшие кислородные керосиновые двигатели в мире. Это вершина мысли всей советской школы двигателестроения. Они использовались во многих аппаратах. Несколько другая модификация этого двигателя установлена на ракете Ангара", — сказал Андрей Ионин.
Конечно, говорит эксперт, российские двигатели работают и на американскую оборону. И этот контракт был заключен еще в 90-х годах, когда компания Lockheed Martin объявила конкурс на поставку двигателей для своих новых ракет семейства Атлас. Тогда это был Атлас-3, теперь Атлас-5, более новый носитель.
Тогда этот серьезный международный конкурс выиграли корпорация Pratt & Whitney (США) и российский Энергомаш. С тех пор уже поставлено почти 50 единиц двигателей. И предполагалось, что агрегаты российского производства будут использоваться только для коммерческих запусков, а для военных — сделанные в США. Однако Pratt & Whitney не смогла развернуть свое производство в силу экономических факторов.
Как мы помним, совсем недавно была попытка разорвать этот контракт, ссылаясь на санкционную политику Вашингтона. Конечно, считает Андрей Ионин, за этим стоит чистая политика и политический пиар. Ведь для того, чтобы разорвать контракт, надо закрыть всю программу Атлас-5, так как заменить российский двигатель на другой невозможно. Придется заново разрабатывать ракету, а на это уйдет несколько лет и миллиарды долларов. Поэтому никто на разрыв контракта не пойдет, уверен эксперт: американцы люди слишком прагматичные. И там, где им выгодно, к примеру, в космосе, они с нами сотрудничают. И высказывания Маккейна - это чисто внутренняя американская проблема.
"Просто эти запуски в интересах Пентагона и NASA, а они оплачиваются из бюджета Соединенных Штатов. И для американцев просто нож в сердце, когда из бюджета американского получают иностранные компании", — считает эксперт.
Если же говорить о проекте компании SpaceX, осуществившей успешный возврат на Землю первой ступени ракеты Falcon, тот тут надо отделить пиар-эффект от действительных достижений и понять, что же произошло, какое это достижение имеет значение и как оно отразиться на реализации нашей программы коммерческих запусков.
По мнению Ионина, создатель компании SpaceX Маск и его команда, решили безусловно сложную техническую задачу, но не более того. Никакой революции в ракетостроении они не произвели, и революции на рынке запусков тоже не случится.
Решена сложная техническая задача, людей надо поздравить, они шли к этому долго, сложно, через неудачи, они ее решили, но не более того, говорит эксперт. Что касается влияния на рынок запусков, то на самом деле для нас гораздо большее влияние оказывают санкции, потому что рынок космических запусков такой чуткий, потому что пуски планируются за несколько лет. И поэтому риски, связанные с политикой, необходимо преодолевать.
Так как значительная часть спутников, которая либо производится на территории Соединенных Штатов, либо делается с американскими комплектующими, либо по лицензии Соединенных Штатов, то для запуска таких спутников надо получать разрешение в государственном департаменте США. Такая практика существовала всегда и понятно, что в любой момент это все может оказаться на волоске, и это создает угрозу проекту Атлас.
"Что касается "Фалкона", то это ракета представляет угрозу. Потому что Илон Маск осознано сделал очень дешевую ракету. Она в несколько раз дешевле. Она дешевле процентов на 10-20, чем наш "Протон". И риск здесь создает именно цена", — считает Андрей Ионин.
Если говорить о отечественных разработках, посвященных возвращаемым ступеням ракет, то это уже вопрос к Роскосмосу. Федеральная космическая программа, говорит эксперт, разрабатывалась несколько келейно, в узком кругу самого Роскосмоса и принадлежащих ему предприятий. На этом требуются деньги из бюджета, а значит — от налогоплательщиков. Давать же оценку проектам Роскосмоса очень сложно, это дело самого государства.
"Поэтому ключевой задачей здесь я считаю принятие национальной космической стратегии или политики, которая определит какие интересы у страны в Космосе, что для этого надо делать, с помощью каких механизмов и с кем мы должны сотрудничать: то ли с Соединенными Штатами и Евросоюзом, то ли с партнерами по БРИКС, ШОС, ЕаЭс", — сказал в заключении Андрей Ионин.
Читайте последние новости Pravda.Ru на сегодня
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.