Директор армянского филиала Института стран СНГ Александр Макаров в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, что держит Украину в составе СНГ.
— Сегодня состоится саммит СНГ в Минске. Почему Украина продолжает поддерживать этот формат?
— Избранное лицо, считающееся президентом, Порошенко не принимает личного участия во встрече, которая происходит в Минске, но формально Украина сохраняет определенное членство с учетом, видимо, тех связей, которые существуют у нее сложились с партнерами по СНГ.
В первую очередь, это касается, наверное, не столько политических контактов, сколько возможностей сохранения бонусов, касающихся экономических преференций, плюсов, связанных с членством в данной организации. Если подойти к вопросу формально, то, может быть, участие в СНГ позволяет им сохранять экономическую составляющую сотрудничества, которая предполагает, в том числе, и более преференционный режим в рамках импортно-экспортных процессов.
С политической точки зрения, Украина не вполне участвует в процессах, которые определяют будущее СНГ с учетом тех тенденций, которые связывают будущее СНГ с некими иными союзами, речь идет о Евразийском и Таможенном союзах, а в дальнейшем ЕЭС.
— На саммите будет рассмотрен вопрос о вступлении в ЕАЭС Армении. Вопрос о целесообразности этого до сих пор дискутируется. Что вы об этом думаете? Это экономически целесообразно или это геополитическое решение?
— С экономической точки зрения, если подойти формально к этому вопросу, достаточно много элементов, которые предполагаются в рамках ЕЭС, уже присутствуют во взаимоотношениях, которые существуют у Армении. В частности, речь идет о режиме свободной торговли, которая существует с 2011 года.
Возможно, в определенной мере либерализация затронет рабочих мигрантов, которые смогут по облегченному режиму находиться, в первую очередь, на территории РФ, а с точки зрения, экономических преференций, Армения не всегда получает в рамках подобного союза то, что она имела в рамках предшествующих соглашений с другими государствами.
Понятно, что предполагается какой-то переходный период, когда будет осуществляться из списка импортируемых товаров, опять же, переходный период с экономической точки зрения, возможно некоторое повышение цен, о чем говорится со стороны моих коллег экспертов-экономистов.
Понятно, что экономика — это не все, и участие в данном проекте имеет в себе не только существующую, но и концептуальную политико-безопасностную основу, и исходя из реалий, существующих в регионе, решение о присоединении носит не только чисто экономический характер, но и является в неком роде продолжением внешнеполитического вектора Армении.
Кое-что Армения уже имеет. Это и свободная торговля, и договоренности по ценам на газ, которые были достигнуты до этого с Россией. Помимо сугубо экономических преференций, есть еще и рациональный расчет, связанный с более тесным сотрудничеством со странами Евразийского союза.
— Какие противоречия вы видите между Россией, Белоруссией и Казахстаном? Наднациональные органы не созданы, значит, наверное, есть проблемы в этом вопросе? Читатели Pravda.Ru интересуются, есть ли опасения, что Россия узурпирует власть?
— Учитывая, что процесс принятия решений в рамках Евразийского союза предполагает их принятие на основе консенсуса, говорить об узурпации власти абсолютно преждевременно. Речь может идти о реально существующих противоречиях, которые присутствуют и на фоне украинского кризиса, и на фоне экономических преференций, существующих у экспортно-ориентированной экономики России и иной ориентированности экономики в Казахстане и в Белоруссии.
То есть, с учетом экономических особенностей данных государств, наличие противоречий в некоторой мере понятно и объяснимо. До подписания соглашения это, скорее всего, должно стать той основой, которая в дальнейшем позволит нормально и эффективно функционировать. Поскольку при наличии противоречий и нерешенности данной проблемы функционирование союза будет уже в определенной мере проблематично, и сам Евразийский союз сможет существовать лишь настолько, насколько члены этого союза захотят, чтобы он функционировал.
Эффективность в рамках союза может быть не максимальной. Соответственно, противоречия, которые существуют, ясны и наглядны. У Белоруссии это так же показывает и доказывает неоднократно. Но решение этих вопросов позволит в дальнейшем более эффективно функционировать интеграционному союзу, а интеграция зависит, в том числе, и от качества двухстронних взаимоотношений.
Насколько они будут позитивны, настолько и позитивным будет функционирование в рамках всей организации. А об узурпации говорить, наверное, не стоит, с учетом того, что отстаивать свои интересы в рамках той модели, которая предложена, можно, поскольку принятие решения определяется именно концепцией.
Читайте также:
Владимир Жарихин: Украина остается в СНГ, потому что ей это выгодно
Каха Дзагания: Грузия не сожалеет о выходе из СНГ, полагаясь на помощь Евросоюза
Как страны СЭВ променяли СССР на унижения
Читайте последние новости на сегодня, 10 октября 2014 года
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.