В последнее время Китай не только развил свою экономику практически до уровня развитых стран, но и начал активно сотрудничать с Россией вопреки интересам США. Недавно в КНР был совершен чудовищный теракт — уйгурские боевики убили около 100 человек. В это же время, Всемирный уйгурский конгресс спонсируется Западом. Может быть, Вашингтон начал готовить переворот и гражданскую войну в Китае? Об этом и о многом другом Pravda.Ru рассказал заместитель директора института стран Азии и Африки МГУ Андрей Карнеев.
— В конце июля в Синьцзян-Уйгурском автономном регионе уйгурские террористы, как их характеризует Китай, совершили террористическую атаку в виде нападения на полицейский участок и население. Погибли около 100 человек. Всемирный уйгурский конгресс (ВКУ) обвинил правительство в преследовании ислама, в частности, что власти препятствуют проведению религиозных обрядов. Насколько это верная причина беспорядков?
— Надо сказать, что данная организация базируется в США. И тут, безусловно, перемешаны многие факторы, и религиозные, и национальные, и, безусловно, здесь не обходится без геополитики, поскольку США постоянно используют всякую возможность, чтобы создать трудности для Китая. Америка видит в Китае соперника, страну, которая по потенциалу может бросить ей вызов.
Поэтому, с одной стороны, присутствуют какие-то реальные факторы местного характера, есть недовольство уйгуров определенными ограничениями.
Понятно, что эта угроза сепаратизма вынуждает власти Китая прибегать к довольно строгим мерам по контролю за ситуацией в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в том числе, и определенные меры в отношении мусульман.
Но, тем не менее, не только в Китае исламские течения тесно связаны с радикальной политикой. Разумеется, объективное недовольство уйгуров имеет место, но, к этому добавляется и фактор противоборства США и Китая, и стремление США использовать уйгурский фактор для того, чтобы иметь рычаг давления на Китай и дестабилизировать там ситуацию.
Присутствует и фактор глобального исламистского движения, у него и нет единого центра, но хорошо известный факт, что джихадисты в разных странах образуют определенные каналы взаимодействия, передают опыт друг другу. Так что этот фактор тоже нельзя сбрасывать со счетов.
Здесь смешались разные факторы: внутрикитайские, связанные с мероприятиями властей КНР, национальной и религиозной политикой. Второй аспект — попытки США всячески дестабилизировать ситуацию в Китае. И третье, это глобальный исламистский фактор, который тоже довольно значим, особенно в контексте того, что Синьцзян-Уйгурский автономный район близок и к нашим соседям из числа Центрально-азиатских республик, и к Афганистану. Все вместе это создает взрывоопасную ситуацию в регионе.
— ВКУ — это неправительственная организация, финансируемая США. Китай по сообщению некоторых СМИ, начал интересоваться деятельностью НКО на своей территории, насколько вы считаете стоит в Китае острой проблема подрывной деятельности со стороны проамериканских НПО, таких как Фонд Азии, Фонд Форда и Фонд Билла и Мелинды Гейтс?
— Не секрет, что США очень цинично себя ведут на международной арене. То есть, они заявляют, с одной стороны, о демократии, правах человека, но не гнушаются любыми средствами в отношении тех стран, которые они считают потенциальными соперниками.
И под видом гуманитарной помощи они могут, фактически, финансировать террористические организации. Это одна из ярких негативных сторон политики США. Она не только в Китае себя проявила, но и в других регионах мира. Мы видим и на украинском примере, насколько позиция США оказалась неконструктивной.
— Есть ли у США глобальная цель развалить Китай, поделитесь с читателями Pravda.Ru своими соображениями?
— США не нравится, что Китай находится уже в шаге от того, чтобы превзойти США по объему экономики, что это быстроразвивающаяся страна, которая становится сильнее, могущественнее, и авторитет Китая растет. США всячески хотели бы своему сопернику подставить подножку, и используют для этого разные средства. Например, дипломатические методы — стараются усилить напряженность между Китаем и Японией, или между Китаем и некоторыми странами Юго-восточной Азии. И внутренние факторы: всячески стараются содействовать тем силам, которые могли бы создать трудности внутри страны.
Читайте также:
Китай начал борьбу с НКО. Не поздно ли?
Операция Ы: подвинуть Китай на мировом рынке
Россия и Китай строят стратегию XXI века
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.