В чем причины "непотопляемости" министра образования Ливанова? Ведь в его адрес постоянно звучит критика - мол, школьное образование деградирует, несмотря на то, что учителям наконец подняли зарплаты. Скандал с РАН, проблемы высшей школы, провальные результаты ЕГЭ - несмотря ни на что, Ливанов остается на своем посту. Почему так происходит, и так ли велика персональная вина министра за происходящее Pravda.Ru рассказал директор по развитию Международного академического аккредитационного аттестационного комитета Валерий Капустин.
-Честно сказать, мы не знаем большинства высокопоставленных чиновников ни в лицо, ни по имени. Но есть, так сказать, «народные» персонажи, о которых разве что только анекдоты не рассказывают. Еще недавно таковыми были госпожа Онищенко и Фурсенко, в последние два года пальму первенства все чаще перехватывает министр образования и науки Дмитрий Ливанов. Как вы думаете, почему, несмотря на шквал критики в его адрес, Дмитрий Викторович фигура непотопляемая? Однажды журналисты спросили его, боится ли он отставки, на что Ливанов ответил с ухмылкой: «Нет». Все ли дело в связях и покровителях наверху?
- Что тут комментировать? Нет, я так не думаю. Конечно, это имеет место - его связи. Но вообще-то он исполнитель, выполняет волю, и выполняет, можно сказать, успешно. Чего ему бояться? Если не изменится политика, и если не будет серьезного общественного разговора о судьбе образования, которые приведут к мерам по улучшению системы образования, то понятно, что Ливанов будет проводить такую же политику.
В данном случае он реализует то, что вызрело на верхних этажах нашей власти. То есть в принципе он - не генератор. Идей-то у него своих собственных и нет. Вернее, те идеи, с которыми он начинал свою деятельность в министерстве, они несозвучны тем действиям, которые он проводит.
- Существует ли лакмусовая бумага, при помощи которой возможно проверить истинность инициатив министра? Ведь даже у экспертов нет единства мнений, относительно их положительного или негативного эффекта? Потому что понятно, что это не его инициатива?
- Это не его инициатива. Понятно, что были поставлены некоторые задачи, скажем, задача зачистки образовательного пространства, задача вхождения в международные рейтинги, задача выделения группы элитных вузов - вот он ее реализует. Только тут образование ни при чем. Это, вообще-то, элементарная менеджерская деятельность. И есть некие закономерности, которые пока еще наша власть не очень понимает. Мы говорим о модернизации, о переходе на новые технологические уклады, об открытии новых рабочих мест, не просто новых - а высокопроизводительных рабочих мест, мы говорим о повышении производительности труда. И задача поставлена - на 6% в год повышение производительности труда.
А это означает, что никто из них не читает современной литературы, в которой говорится, что шестой технологический переход, который сейчас осуществляется - он несет в себе гуманитарные проблемы, огромное количество гуманитарных проблем. Если мы повышаем производительность труда, то она сегодня повышается внедрением технологий. Это не то, что было раньше, когда существовали партнерские отношения всех участников производственного процесса, и дельта прибыли от производительности труда распределялась между ними, сегодня этого нет. Это прежде рост производительности труда расширял число рабочих мест. Сегодня внедрение технологии резко повышает производительность труда, но так же резко сокращает число рабочих мест. Сегодня основная проблема - то, что технологическая революция - она производит новое явление - рост «всемирной гопоты» . И это везде - и в Африке, и в США, и в Латинской Америке, и в Европе, и вот вам пример Украины. Мы должны избежать этого.
А для этого надо образование не сужать, а расширять. Далеко не все стремятся в эти ряды гопоты. Родители никому не желают такой судьбы, они готовы отдать последние деньги, чтобы воспользоваться социальной лестницей и дать своим чадам образование, уберечь их от бомжатников, от майданов и так далее.
Отсюда уже и второй вопрос - как при таком расширенном воспроизводстве интеллектуалов сохранить их качество. Ведь мы же не первые, Япония эту проблему решила, Южная Корея решила, Китай сегодня эту проблему решает. Что же мы живем какими-то старыми лекалами? Мы застыли в 80-х годах, где производительность труда связана была с интенсификацией и сокращением заработной платы.
-Насколько основательны слухи о том, что Дмитрий Ливанов является «агентом влияния США»?
-Нет, это абсолютно безосновательное утверждение - у нас агенты не разгуляются. Это я вам точно говорю. А тем более - на таком высоком уровне. Он является тем, что выношено именно в России.
Понимаете, когда мы говорим об индивидуальной деградации, надо помнить, что она началась не сегодня и даже не двадцать лет назад. Она была начата уже в 80-е годы. И сегодня учителя - это те недоучки, которые были в 90-х годах. Сегодня они заседают в диссертационных советах и поднимают шлагбаум перед этим ***. Вы понимаете, кто управляет? Вот они - вы посмотрите на многие заседания, о чем там говорят. Сегодня правят «креативные» менеджеры - и они не терпят каких-то рассуждений.
- Самое громкое дело этого министра - конфликт с РАН. Насколько велика экономическая составляющая в устном наезде Ливанова на структуры РАН?
- Опять же, он не инициатор этого конфликта, он исполнитель. «Наезд» на РАН был до Ливанова. Это началось еще в первое президентство Путина. Там было скандальное заседание президиума РАН, где были специально представлены люди, которые предложили разогнать эту свору тунеядцев. Тогда это сделать не удалось. Провести в академики «своих» тоже не удалось. Нынешняя реформа - это уже третий заход.
- Дело о хищениях бюджетных средств в Московском институте стали и сплавов (МИСиС), по которому свидетелем проходил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, а также его первый заместитель Наталья Третьяк, на ваш взгляд, это очередной эпизод коррумпированности наших чиновников или подковерная борьба с неугодными противниками?
- Вы знаете, я не могу это комментировать - я не знаю всей ситуации. Я знаю, что у нас такие хищения практически одобряются общественным мнением. Вузы поставлены в такую ситуацию, что если не своровать - не выживешь. То есть, задрана такая высокая планка, при невозможности ее преодолеть. Ну, в каждом вузе, в лучших английских традициях, в каждом шкафу находится огромное количество скелетов. И об этих скелетах знают все.
Но сложно требовать те показатели, которые спускают по мониторингу - по научной работе и т. п , при увеличении горловой нагрузки преподавателя, при сокращении образовательных программ. То есть, их укорачивают, это значит, преподаватель, (а он по сути дела - ретранслятор) , он должен читать, чтобы заработать, чтобы выжить, сразу 5-6 разных курсов. Пусть это не его профиль, но если он будет читать только свой короткий курс, он будет зарабатывать от силы 8-9 тысяч рублей.
Можно сравнить с доходами школьных учителей. Собянин с гордостью сказал, что средняя зарплата учителя по Москве 70 тысяч. А у преподавателей высшей школы, у которых труд более тяжелый, и требует каждый раз какой-то модернизации, какого-то обновления, им такие зарплаты даже не снились.
Ну. может быть, в «вышке» что-то похоже есть, а в основной массе вузов зарплаты от 25 до 40 тысяч рублей, для Москвы этого явно мало.
Получается, что вбивается клин между учителями и преподавателями? Ну, хорошо, уйдут преподаватели. Кто на их место придет? Они уже уходили - в 90-е годы зарплаты вообще не было, и наиболее активная часть преподавательского корпуса ушла - в сферу бизнеса. Вы посмотрите на наших олигархов и так далее - тех, кто преуспел. Они же в прошлом из науки и из высшей школы уходили. А кто на место их пришел? Тот, кто никому вообще не был нужен? Вот они сегодня правят бал, и они уже выпустили своих учеников, еще пожиже. И это поколение сегодня приходит к власти. У нас сегодня вузовские организации - они несамостоятельные. Они без души. И у них нет заинтересованности в развитии. Вот, чего добилась эта вертикаль в образовании.
Что касается негосударственных вузов, то из Ассоциации негосударственных вузов я ушел. Ассоциация негосударственных вузов - это бизнес ректоров, и они вынуждены мимикрировать, они вынуждены приспосабливаться и показывать всей России, что они такие же, как государственные. Я предлагал им разыгрывать своим собственные сильные стороны, искать защиты у работодателей. Мы не сошлись, я ушел. Сейчас я работаю в Международном академическом аккредитационном аттестационном комитете. Этот комитет занимается аттестацией на высшие профессиональные степени и звания. Заодно он занимается разработкой профессиональных компетенций и квалификаций - там еще «конь не валялся».
Читайте также: Владимир Путин: Результаты ЕГЭ по русскому языку - повод изменить программу преподавания
Андрей Демидов: Есть силы, заинтересованные, чтобы Ливанов остался
Светлана Руденко: Судить об успехах ЕГЭ можно будет через 15 лет
Алексей Кушнир: Ливанов - просто жертва кадровой политики
Зачем министр Ливанов копает под вузы?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.