Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Сергей Федоров в интервью корреспонденту Pravda.Ru рассказал, чего ожидать от визита Владимира Путина в Нормандию.
— Олланд пригласил Путина в Нормандию на празднование высадки союзников в 1944 году и открытие второго фронта. Как вы думаете, это было согласовано с США? Или это поступок?
— Я не думаю, чтобы французский президент или МИД этот вопрос согласовывал напрямую с США, или, по крайней мере, просил их одобрения. Может, были определенные консультации с американцами, но так, чтобы французы получали добро из Вашингтона — исключается.
Для Франции, не смотря на то, что это крупное государство, важно проводить независимую внешнюю политику. Франция проводит политику в отношении Вашингтона, руководствуясь формой "союзник, но не вассал". Ей всегда важен свой голос. Она не будет идти против линии, согласованной в рамках Запада, внутри ЕС и ЕС-США в отношении России.
Здесь важны нюансы. Франция не сорвала передачу "Мистралей", не смотря на давление США, и не смотря на то, что они предлагали выкупить эти корабли. Франция проводит свою политику, стремится быть независимой во внешней политике, как одна из великих держав. Ей важно то, что она в Европе играет роль медиатора страны, который решает европейские проблемы.
В этом плане она даже конкурирует с Германией. Франции сейчас важно показать, что она именно та стана, которая готова взять на себя решение украинского кризиса, по крайней мере, способствовать. Поэтому приглашение России на этот форум — логичный шаг, к тому же, как сказал Олланд, это вложение России, преемницы СССР, которая внесла решающий вклад в свержение нацизма в Европе. Так что здесь историческая память и острые политические моменты, которые раздирают Европу в контексте украинского кризиса.
— Олланд вчера поужинал дважды — с Обамой и Путиным. Почему не запланирована встреча Обама — Путин?
— Потому что есть встреча Кэрри-Лавров. Видимо, логично встречаться двум лидерам, когда уже какие-то вопросы получили решения, тогда встреча руководителей стран закрепляет договоренности, которые были достигнуты между министрами иностранных дел. Но, такого не произошло.
Оценки и подходы сохраняются, хотя, может, и есть моменты сближения, поэтому, смысла США в этой встрече нет, они недовольны политикой России, рассержены. Надеялись журналисты, что лидеры двух стран все-таки пожмут друг другу руки, но протоколы сделаны так, что встретиться Путину и Обаме невзначай не придется. Поэтому и Олланд был вынужден обедать поочередно, то с Обамой, то с Путиным.
— Обама дал Путину ультиматум на месяц — изменить политику в отношении Украины. Да и Олланду дал ультиматум в виде штрафа на 10 миллиардов банку BNP Paribas , Франция пригрозила затормозить переговоры о Трансатлантическом союзе, Олланд еще раз отказался приостанавливать поставки "Мистралей" РФ. Прокуратура Германии открыла уголовное дело о прослушивании Меркель. Это начало некоего неповиновения?
— Здесь двойственная политика. С одной стороны, Европа не может войти в прямое противостояние с США, потому что это их союзник, это НАТО. С другой стороны, Европа дает понять США, что она самостоятельный игрок, центр силы, на что все время обращают внимание и к чему стремятся французы. И отчасти той же политики придерживается Германия — самая сильная страна ЕС.
Поэтому для Европы при всем понимании важности евро-атлантических, военно-политических, экономических связей, тем не менее, важно не потерять свое лицо и выступать в качестве самостоятельного центра силы, а это предполагает иногда какое-то несовпадение позиций. Это и дали понять Обаме, потому что Америка — не начальник Европы, а сильный партнер, который вынужден считаться с мнением европейцев, которое иногда не совпадает с мнением дяди Сэма.
— Чем объяснить экономическую и политическую зависимость Европы от США? Например, очевидно, что "Южный поток" выгоден Европе и странам, участвующим в проекте. Тем не менее, ЕС упорно пытается этот проект закрыть.
— Европа не едина. Европейцы из Прибалтики и Польши заряжены антироссийски. Старая Европа в лице учредителей менее критична по отношению к России, и идет речь о создании большой Европы в рамках деголевской формы, от Атлантики до Урала и так далее. Все эти конструкции живы, и Путин говорил об этом французам.
Тем не менее, для Европы важно выстраивать свою политику, а отношения с США важны в силу экономических связей. Оборот очень существенный, больший, чем с Китаем. Когда американцы свое законодательство распространяют на другие страны и компании это оскорбительно для европейцев, конкретных игроков на финансовом рынке. Тем не менее, угроза санкций, отзыва лицензии у этого европейского и французского банка на работу в США, конечно, заставляет задуматься и принять такое компромиссное решение.
— Примет ли Путин какое-то решение по Украине после встречи в Нормандии? Наступил ли критический момент?
— Думаю, что о критическом моменте в треугольнике США-Россия-ЕС европейцы дали понять, что третий пакет санкций все-таки заготовлен и может быть реализован. Тем не менее, европейцы занимают менее агрессивную позицию, чем США, и не хотели бы, чтобы дело доходило до новых санкций.
Санкции вернутся бумерангом по самой европейской экономике, которая сейчас находится не в лучшей форме. США наплевать, у них с нами оборот 40 млрд долларов, и они многого не теряют. Европейцы же сложнее и острее чувствуют.
Что касается России, думаю, что Путин проводит взвешенную, правильную, осторожную политику, и не думаю, чтобы в отношении Украины были существенные перемены. Надо находить компромиссы, это наш президент всегда говорил. И стремление Запада переложить с больной головы на здоровую тот кризис, в котором они сами во многом виноваты, переложить все на Россию, сделать ответственной за то, что происходит на Востоке Украины, это лицемерно и притянуто за уши.
Поэтому наш лидер говорит совершенно правильно, когда обращает внимание Запада на то, что они признали военный переворот, циничным образом. А после того, как эти события повлекли развитие конфликта, теперь обвиняют в этом Россию. Это нечестно и не правильно.
Но нужно отметить, что определенная коррекция позиции Западной Европы происходит, потому что СМИ начали с трудом, со скрипом, но более объективно освещать конфликт на Украине, показывая зверства, которые там происходят и действия украинских военных.
Читайте также:
Бумеранг санкций: заплатит Европа
Натовский зонтик для Украины оказался дырявым
Барак Обама обнажил свой молоток
Россия для ЕС — красивая и капризная невеста
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.