Министерство просвещения Молдавии расматирвает вопрос об исключении русского языка из числа обязательных школьных предметов. Политолог, руководитель центра стратегического анализа и прогноза Молдавии Сергей Назария прокомментировал данную новость для Pravda. Ru.
— Как вы оцениваете эту инициативу, если учесть, что сегодня в республике Молдова около 25 процентов населения, то есть примерно каждый четвертый гражданин предпочитает говорить на русском языке, согласно данным Национального бюро статистики от 2012 года?
— Каждый четвертый? Я, например, оцениваю эту инициативу абсолютно отрицательно, она является контрпродуктивной и для молдавской государственности, и для наших отношений с Россией, и для наших граждан, потому что сотни тысяч из них работают в России, и не изучать русский язык это, мягко говоря, крайне неразумно. Тот факт, что английский становится обязательным для изучения это вроде бы хорошо, конечно, однако, в практическом плане, именно в каждодневной практике наших людей, бесспорно им намного чаще необходим русский, чем английский. Английский нужен пока что очень узкому кругу лиц, а русский каждому второму чуть ли не ежедневно.
— В 2001 году после парламентских выборов к власти пришли коммунисты, чьи предвыборные лозунги о придании русскому языку статуса государственного нашли отклик у значительных слоёв населения. Однако коммунисты не выполнили свою программу. Почему? - Из конъюнктурных соображений, конъюнктура изменилась, и они посчитали, что этот вопрос для них уже не актуален. Хотя тут они были абсолютно не правы, потому что дело не только в русском языке, но в целом в отношении России. Они ослабили свои позиции в обществе и, в конечном итоге, утратили власть. Сегодня они наоборот, они пытаются выдавать себя за защитников русского языка, но поживем-увидим, как говорится.
— Кто сегодня представляет интересы русскоязычного населения?
Вы понимаете, вот так вот открыто какой-либо партии, которая бы представляла их интересы, у нас нет. Я не думаю, что нужно отрывать русскоязычных от молдовоязычных. У меня, например, два родных языка, и молдавский и русский, с детства и не в первом поколении. Наша семья в третьем, по одной линии даже в четвертом поколении говорит на нескольких языках, у моей матери в семье было даже три языка родных. В общем, отрывать одно от другого неправильно. В принципе, большинство русскоязычных, подавляющее большинство, голосует за коммунистов, за левые партии. У левых партий в программе записана защита русского языка, защита культурных прав русскоязычного населения, но я считаю, что не надо отрывать русскоязычных, русских от остальных, от молдован.
— Есть ли скрытая дискриминация нацменьшинств в Молдавии? В сфере занятости, например?
Конечно. Естественно. Это осуществляется на всех уровнях с момента провозглашения молдавской государственности, и даже, в принципе, началось несколько ранее. У нас после провозглашения независимости создано этнократическое государство, это проявляется, в первую очередь, в дискриминации русскоязычных, которых не допускают на высшие государственные должности, в системе исполнительной власти их практически нет, крайне мало, может, только в Гагаузии, в Бельцах. В судебной системе, на высшем уровне на всех судебных инстанциях, я, по крайней мере, не знаю ни одного русскоязычного, все только молдоване.
Скажем, в быту дискриминация иногда встречается, но это уже зависит от культуры человека, понимаете. Я вам скажу, что дискриминации бытовой, системной нет, но иногда я слышу от людей, что с ними не хотят говорить, когда они обращаются с вопросом, правда, это случается крайне редко все-таки. Я вам скажу даже более того, иногда обращаешься на молдавском языке где-то в быту, в троллейбусе — часто не отвечают, хочет, чтобы ты его спросил по-русски. То есть, такое отношение — это опять-таки от культуры человека зависит, можно встретить не только со стороны молдован, хотя чаще встречается и со стороны русскоязычных.
— Молдова не является более постсоветской республикой", — заявил премьер-министр Молдовы Юрий Лянкэ на состоявшемся 14 мая в Варшаве ежегодном заседании Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Что он хотел сказать по вашему?
Он имел в виду, конечно, геополитические ориентиры, может быть, культурные, цивилизационные ориентиры, более не связанные с бывшими светскими республиками, а только с Западной Европой.
Но здесь он дважды не прав, во-первых, подавляющее большинство наших сограждан, вне зависимости от национальности, в России, Украине, Белоруссии и других бывших советских республик не видят заграницу, и себя не видят за границей, когда они находятся на территории каких-то республик, то есть, я имею ввиду психологически, конечно, в культурно-цивилизационном плане, это первый момент.
А второй момент, — это большинство наших сограждан сегодня хотят интегрироваться именно в сторону Таможенного союза, России, и таких людей становится все больше и больше, поэтому Лянкэ выдает желаемое за действительное. Хотя при этом хочу отметить, что молдоване, между прочим, как и белорусы, наверное, и как украинцы, хотя сейчас на Украине сложная ситуация, они видят себя и на востоке, и на западе, хотят иметь хорошие отношения и там, и там, но это касается большинства русских тоже. Я не думаю, что Россия и большинство российских граждан выступают против очень тесных отношений страны и с востоком, и с западом, наверное, это нормально.
— Жозе Мануэл Баррозу, председатель Еврокомиссии после встрече с Лянке сказал: "Еврокомиссия поддерживает территориальную целостностью и независимость Молдавии при особом статусе Приднестровья". Что это за особый статус с точки зрения Европы?
Дело в том, что еще никто не знает, что это за особый статус. Вот на будущей неделе мы будем проводить, 26 мая точнее, мы будем проводить конференцию по федерализации республики, будем изучать международный опыт. Приглашаются люди из разных стран, в том числе, конечно, из России. Поживем — увидим, что у нас выйдет.
Однако я имею ввиду федерализацию Молдавии, что имеет ввиду Баррозу, он и сам, наверное, не знает. Как я понимаю этот особый статус — единственный вариант восстановления территориальной целостности Молдавии — это или ее федерализация, или контрфедерализация в отношениях с Приднестровьем, и предоставление Приднестровью максимально широких прав, насколько это в принципе только возможно, в том числе, и для осуществления внешнеэкономической деятельности, конечно, в рамках молдавского единого государственного права.
Но тут важен еще один момент, в случае, если вдруг, на каком-то этапе в Молдавии возьмут верх прорумынские настроения, Приднестровье, как и Гагаузия, должны иметь право отделиться, и самостоятельно решать дальнейшую свою судьбу. То есть я так вижу этот особый статус. Не говоря уже о широчайших культурных, экономических и других, в общем-то, самостоятельных компонентов этого особого статуса.
— Признает ли РФ независимость Приднестровье, после подписания 27 июня ассоциации Молдавии с ЕС?
Да нет, конечно. Ни в коем случае. Понимаете, во-первых, подписание еще ничего сразу не дает. Огромнейшее и решающее значение будут иметь будущие парламентские выборы. Это Россия понимает, она, наверняка, активно поддержит партии, которые выступают за государственность Молдовы, за ориентацию Молдовы на Россию, и я думаю, что вот парламентские выборы будут тем рубежом, который определит политику России в отношении Молдавии. Но пока я не вижу каких-либо предпосылок для того, чтобы признавать на данном этапе независимость Приднестровья. Не думаю, что это полезно для России.
— Какой прогноз на выборы в парламент осенью?
Если выборы будут честными, то у нынешней коалиции нет никаких шансов победить, потому подавляющее большинство людей и по опросам, и на бытовом уровне не поддерживают эту коалицию. Большинство говорят, что будут голосовать за оппозицию, в основном из протестных соображений, не столько потому что поддерживают саму оппозицию, она не столь привлекательна, как в 2001 году.
Если сравнивать все-таки годы правления Воронина, коммунистов, и нынешнее, то, однозначно, подавляющее большинство отдает предпочтение коммунистам. Хотя, еще раз говорю, к коммунистам тоже очень много критических замечаний, и серьезных замечаний, даже в отношении тех вопросов, о которых мы с вами говорили, отношения с Россией, русскому языку, решение приднестровского вопроса, и так далее.
Читайте также:
Ирина Левицкая: ЕС побуждает Молдавию ущемлять граждан, стремящихся изучать русский язык
Вслед за Юго-Востоком встают венгры и русины
Почему революция цветов не цветная революция?
Цыганский вопрос Европы будет решать Россия?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.