Находящийся сейчас в Донецке директор Центра политологического анализа и технологий Сергей Барышников рассказал Pravda.Ru об обстановке в регионе.
— 27 тысяч человек вступили в ряды ополченцев. Кто эти люди, что за контингент записывается? Кто их будет содержать? Наши (российские) добровольцы там тоже есть. Это новая армия?
— Я так понял, что речь идет о жителях Донецка и Донецкой области, потому что люди должны были предъявлять паспорт или военный билет. Вообще, сам факт формирования народного ополчения — это позитивный момент, потому что провозглашено было народное ополчение, как структурированная и действенная организация.
Сейчас приводится в соответствие то, что ранее декларировалось. Нам приходится здесь, в Донбассе, противостоять какой-никакой, но государственной машине, военно-политической и военно-технической, поэтому ответный ход после референдума, после объявления о суверенитете Донецкой народной республики — это логично и нормально.
Мы теперь должны иметь свой военный и технический персонал, военный механизм, военный инструментарий для парирования каких-то акций и террористических действий Киева. Для нас Украина и Киев — это уже соседнее образование, соседний субъект, от которого можно ждать неадекватных насильственных действий на грани государственного терроризма и геноцида против собственного недавно еще народа. Поэтому такая реакция нормальная.
— Даже повестки, насколько мы знаем, не потребовалось рассылать?
— Зачем повестки? Там всегда перед площадью, которая примыкает к главному зданию Донецкой области, теперь это резиденция Донецкой народной республики, всегда присутствует энное количество активистов, неравнодушных людей, которые приходят туда в свободное время.
Они сразу распространяют те инициативы, которые озвучены руководством, лидерами в самых широких массах, в том числе, этот призыв к мобилизации, к формированию ополчения. Он был тут же ретранслирован, и народ таким способом, обычным человеческим языком оповещен.
По моему мнению, ДНР имеет реальную возможность сформировать достаточно боеспособную и эффективную народную гвардию, народное ополчение. Я думаю, это будет более сознательная, более бескомпромиссная сила, чем официозная, формируемая на основе материально-денежной части Национальная гвардия.
Национальная гвардия — это наемники, люди, которые готовы служить кому угодно, а народное ополчение Донбасса — это люди, которые вышли не за материальное вознаграждение. Они готовы нести ответственность за свои действия и испытывать невзгоды, возможно, даже рисковать своими жизнями.
И перед нами еще одно проявление, наряду с референдумом и тем массовым активнейшим голосованием людей 11 мая — такая народная инициатива, глубинная, идущая снизу, не имеет прецедентов во всей новейшей истории, по крайней мере, Донбасса, востока, Юго-Востока Украины.
— По какому принципу все строится? На основах регулярной армии или как в Швейцарии, например (по тревоге, по сигналу все мобилизуются)?
— Думаю, здесь могут быть задействованы разные варианты. Швейцарский вариант очень даже неплох, каждый мужчина определенного возраста имеет возможность защищать свою территориальную общину, свой кантон или полукантон, свою малую родину и свое государство. Такой принцип будет активно использоваться и внедряться, это же первые шаги.
Сейчас события развиваются настолько стремительно, что конкретные действия идут впереди каких-то концепций, стратегий и тактик. Они тоже присутствуют, но немного запаздывают, потому что идет живой процесс, живое активное творчество масс. Ответить на чаяния людей — это и есть на сегодня главная задачи той власти, которая себя провозгласила народной республикой, которая берет на себя ответственность говорить от имени народа и пока здесь, я думаю, достаточно органично все получается.
Есть хорошие, оптимистические прогнозы в отношении всего данного проекта, называемого Донецкая народная республика. Хотя, конечно, присутствуют какие-то и центробежные, и центростремительные силы, тенденции, и какие из них будут доминировать на том или ином этапе.
Копировать, заимствовать чей-то опыт здесь не получится, опыт Украины настолько печален и плачевен, что заимствовать его — это абсурд, себе же дороже. Поэтому люди идут по наитию, я бы сказал, по второму третьему-шагу сами торят эту целинную дорогу формирования основ государственности, а без военно-политической и военно-технической составляющих эти основы создать невозможно.
— У нас поступают сообщения, что ополченцы выдвинули ультиматум: силы минобороны и нацгвардия должны в течение суток освободить все блокпосты. В противном случае — отряды, на основе которых в ДНР начинают создавать свою армию, перейдут к активным действиям. Действенны ли ультиматумы сейчас. Может, стоит сразу операции открытые, либо тайные проводить?
— Здесь все не так просто и рационально, потому что речь идет еще о тех людях, которые вчера-позавчера еще были согражданами. По каким причинам они откликнулись на эти стремления и призывы киевских мятежников, киевской хунты участвовать в этих военных действиях и операциях против таких же сограждан?
Многие, наверное, обмануты, некоторые временно пошли по пути наименьшего сопротивления, кому-то затмила разум какая-то сумма денежная, которую они никогда в руках не держали. Этих людей надо образумить, раз и навсегда привести в то чувство, в котором они должны находиться. С этой целью и декларируются, объявляются ультиматумы, но объявляются заранее основные тезисы, основные призывы и цели народного сопротивления, народного движения.
Скорее всего, придется после всего этого приступать к реальной деятельности по очищению Донецкой народной республики от теперь уже иного государственного субъекта. Нацгвардия — это незаконные, неконституционные формирования.
— Что сейчас происходит в Луганске? Много новостей из Донецка приходит, а Луганск молчит… Слышали про кворум депутатский, что он не собран. Чем продиктовано такое затишье?
— Там, с одной стороны, вроде более активно присутствует военно-политическое начало, а с другой стороны, там начались какие-то межличностные, межгрупповые и межклановые разборки, выяснения отношений, покушение на народного губернатора Валерия Болотова. Возможно, это дело рук Киева, всяких там Парубиев (секретарь СНБО Украины Андрей Парубий - прим.) и компании, они на это способны.
Не исключен вариант, что это следствие внутренних центробежных тенденций и их реализации, принцип вождизма, к сожалению, не отменен и в рамках вот этих новообразованных Донецкой и Луганской народных республик он, увы, присутствует. Поэтому правду или приближенную к правде ситуацию мы, наверное, узнаем только через какое-то время.
В Луганске присутствует население более украиноцентричное по своим убеждениям, особенно в сельских северных и северо-восточных районах. С другой стороны, там более рациональную, более позитивную позицию занял депутатский корпус Областного совета к этим всем активистам народного движения, народного сопротивления и народного ополчения.
Это все рождает такие, порой взаимоисключающие тенденции, которые сталкиваются, создают некий внутренний хаос, и на выходе могут быть не самые позитивные результаты. Я считаю, что драматическая ситуация с Болотовым — это одно из проявлений каких-то внутренних процессов, внутренних несовпадений в самом руководстве народным движением, народным самодеятельным политическим процессом.
Читайте также:
Выборы на Украине: электорат в крови
Григорий Пригеба: В Луганской области происходит какой-то шабаш
Турчинов опять требует от ополченцев сложить оружие. На что расчет?
Денис Пушилин: Ополченцы — безоружная армия Донбасса
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.