Заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по международным делам Андрей Климов в интервью корреспонденту Pravda.Ru прокомментировал заявление президента Владимира Путина о переносе референдума на юго-востоке Украины.
- Во вчерашнем выступлении после встречи с председательствующим главой ОБСЕ Дидье Буркхальтером, Путин сказал: "Призываем представителей юго-востока Украины, сторонников федерализации страны перенести намеченный на 11 мая референдум. С тем, чтобы создать необходимые условия для этого диалога". Какие условия? Будут ли они выполнены? Прислушается ли Донецк и Луганск к Путину?
- Прислушается или нет - это вопрос к тем людям, которые сегодня находятся на юго-востоке Украины. Конечно, Путин для них авторитетный политик, более того, они понимают, что в России все внимание приковано к их проблемам, но надо иметь в виду, конечно, что речь идет о другом государстве, Украина - это суверенное государство, член ООН.
То, что там происходит, находится вне российской юрисдикции, поэтому просьба Путина прозвучала в аккуратно сформулированном виде. Он в данном случае рассчитывает только на то, что люди, которые там находятся, воспримут это как некий сигнал России, и смысл этого сигнала заключается в том, что надо использовать любую возможность для мирного спокойного политического диалога.
Нельзя вести диалог, когда стреляешь, надо остановиться. А проведение этого референдума было красной тряпкой и раздражало многих. Иногда люди под влиянием западной пропаганды искренне не понимали, почему столь агрессивно ведут себя люди на юго-западе Украины, до них не доходила просто объективная информация.
И здесь приостановка этого процесса, не отказ вообще от идеи такой, а приостановить этот процесс и включить режим переговоров - это уже решение разумное и это нужно было сделать в контексте встречи с председателем ОБСЕ. То есть Россия не просто говорит, что надо разоружаться, надо поддерживать Женевские соглашения, она призывает тех, кто называет себя руководством Киева, и их политических оппонентов перейти от угроз, от применения силы к политическому процессу.
Это сложно, потому что Киев уже сегодня заявляет, что для них неприемлемо разговаривать с террористами, независимо от того, перенесут они референдум или нет. Но так быстро это все не делается. Они сейчас в пику России начнут там палки в колеса ставить, потому что есть на Западе люди, особенно в Вашингтоне, которые бы хотели, чтобы мы ввязались бы в этот конфликт и получили бы, как они говорят, второй Вьетнам.
То есть цель Запада - провоцировать Россию на силовую акцию на Украине, а наша задача заключается в том, чтобы около наших границ было спокойно, и чтобы люди или право на высказывание совей точки зрения, и чтобы за это их не тащили в тюрьму и не расстреливали бы с боевых вертолетов.
Такая сложная задача решается политико-дипломатическим путем, и то, что мы сделали это публично, в присутствии председателя ОБСЕ, говорит о многом. Я рассчитываю на то, что этот сигнал будет воспринят всеми сторонами так, как мы его здесь понимаем. Это дополнительные предложения к диалогу, к политико-правовому выходу из очень серьезного тяжелого конфликта, который уже на грани гражданской войны.
- Наши читатели пишут, что президент РФ "слил" юго-восток. Что вы думаете по этому поводу? Если судить по языку жестов (президент смотрел в пол, отвернувшись), видно, что слова давались Путину с трудом. Может это какая-то комбинация? Какая?
- Этот сюжет отбрасывается специально, я уверен, что часть ваших читателей делает это не потому, что им об этом кто-то сказал, но в пропагандистской доктрине этот сюжет максимально накручивается. Они говорят: смотрите, Путин вас сдал, поэтому складывайте оружие и отступайте. Путин никого не сдавал. И то, что делается на юго-востоке, делается не по приказу Кремля, а по велению души, это идеи, это мысли украинских граждан, которые не хотят в такой обстановке жить дальше.
Протест принял агрессивную форму потому, что власть их не слышит и пытается вооруженным способом с ними бороться. Мы говорим о том, что, друзья, чтобы нам было проще защитить ваши интересы и обеспечить переговорный процесс, мы вам рекомендуем сделать этот шаг. Это не то, что мы отвернулись, ничего подобного. Мы говорим: ребята, давайте так, референдум - это хорошо, но желательно, чтобы этот референдум зафиксировал какие-то договоренности.
Предложение Путина очень мудрое. Оно звучит так: друзья, давайте не будем горячиться, давайте подумаем, как лучше всего это дело сформулировать, чтобы в случае необходимости утвердить это дело референдумом. А если вы сегодня проведете этот референдум, то мы пройдем еще одну стадию, из которой вернуться к переговорному процессу будет сложнее, вот о чем идет речь.
Только об этом. Мы сегодня пытаемся остановить агрессивные действия украинских националистов и их вооруженных сил тем, что показываем мировой общественности: друзья, мы еще раз призвали все стороны сесть за стол переговоров. Но одно из важнейших условий, об этом Путин сказал тоже в своем выступлении, что нужно прекратить огонь, отвести армию.
Он еще сказал, мы же ничего, никаких учений не проводим, все в местах дислокации находимся. Кончайте валять дурака, давайте останавливать расстрел мирных жителей, давайте отводить армию оттуда, давайте будем разбираться политическими методами, что все-таки и как надо переформатировать и после этого фиксировать это решением опроса или референдума и т.д.
Путин еще одну важную вещь сказал, он сказал, что движение к выборам - это правильное направление, другое дело, что в рамках правильного направления можно неправильно двигаться к нему. Это тоже важный момент.
Мы сейчас имеем дело с тонким политико-дипломатическим путем, и очень важно, что это было озвучено сразу после переговоров с председателем ОБСЕ. Я говорю о том, что сегодня на Западе говорят, вот, это мнение Брюсселя. Брюссель, ребята, это столица кого? ЕС и НАТО. Украина и Россия не имеют отношения ни к ЕС, ни к НАТО.
ОБСЕ - это единственная международная площадка, где представлены все страны европейского континента, все, без исключения, и в том числе неправильная Швейцария, и не члены ЕС, и не члены НАТО, и Украина, и Россия, и там же представлены Канада и США.
Поэтому площадка ОБСЕ и избрана, и договоренность с председателем этой площадки очень важна. А до этого, между прочим, была еще встреча в рамках Совета Европы, где тоже была представлена Украина и Россия. Поэтому мы движемся в правильном направлении.
Читайте также:
Сергей Марков: Вашингтон планирует силами Украины нанести удар по России
Сергей Михеев: Сдача юго-востока Украины была бы крупной ошибкой России
Юго-Восток: Россия делает шаг назад?
Владимир Рогов: Путин загнал киевскую хунту в цугванг
Александр Кава: Провести референдум на юго-востоке Украины можно только в условиях мира
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.