Cтарший научный сотрудник Института славяноведения РАН Петр Искендеров рассказал Pravda.Ru, почему не удалось предотвратить бомбардировки Югославии в 1999-м.
— Трагическую дату отмечают Сербия и Черногория — 15 лет с начала бомбардировок НАТО территории этих стран, входивших тогда в состав Союзной Республики Югославии (СРЮ). Могла ли тогда Россия помочь стране и остановить бомбардировки?
— На мой взгляд, на тот момент, когда бомбардировки уже начались, остановить военную машину НАТО было невозможно. Причин несколько. Одна из причин — отношения России и НАТО находились не на таком доверительном уровне, как, может быть, рассчитывали тогдашние российские власти. Во-вторых, НАТО и западное сообщество сделали слишком большую ставку на эту военную кампанию, это была первая полномасштабная компания от имени всего блока НАТО. Она была призвана достичь совершенно определенных целей — продемонстрировать решающую роль Североатлантического альянса в европейских делах, в т. ч. за пределами сферы его географической ответственности, придать новый импульс военным планам США и НАТО в других регионах мира и показать, что после завершения Холодной войны именно Запад, США и НАТО являются победителями.
Что касается возможности предотвратить данные бомбардировки и оказать Югославии какую-то военно-техническую помощь, то такие возможности существовали в предшествующий период еще во второй половине 90-х годов. Однако тогда проекты, которые существовали, об укреплении военно-технического сотрудничества России и Югославии, не были реализованы по вине обеих сторон — и по вине тогдашнего российского руководства, которое опасалось негативной реакции Запада, но, главным образом, по причине того, что тогдашний лидер Югославии Слободан Милошевич играл на обе стороны.
Он заявлял о готовности укреплять военно-техническое взаимодействие с Россией, но оглядывался на Запад, поскольку не оставлял попыток наладить партнерство с НАТО и с США. Все это привело к тому, что даже существовавшие тогда проекты относительно заключения договора о военном сотрудничестве, поставок в Югославию систем ПВО С-300 не были реализованы в первую очередь благодаря двойственной и осторожной позиции Белграда, который слишком оглядывался на Запад. Слободан Милошевич слишком уповал на свои особые отношения с Западом, которые, как он считал, укрепились после того, как он подписал Дейтонские соглашения по Боснии и Герцеговине во многом на условиях Запада.
Когда же был дан старт началу бомбардировок, были сорваны переговоры в Рамбуйе, сделать ничего было нельзя, поскольку военная машина НАТО была запущена.
Читайте также: РФ извлекла уроки из югославского конфликта
Все материалы по теме смотрите здесь.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.