Исполнительный директор Института политических исследований Григорий Добромелов рассказал Pravda.Ru о том, как ведется информационная война в современном мире, и кто выигрывает на незримом фронте на фоне украинского кризиса.
— Можно ли сказать, что информационная война по поводу украинского кризиса — это сегодня главная горячая точка?
- Только что дискутировал с коллегами-экономистами по поводу рейтингов, вот хороший пример. Совокупный госдолг США составляет 17 триллионов, совокупный госдолг России — 250 миллиардов долларов. Золотовалютные резервы США порядка 150 миллиардов долларов, а России порядка 500, ну 493 с копейками миллиардов.
По паритету ВВА госдолгу у США 104 процентов, у России 13,75, при этом у США рейтинг рейтинговых агентств самый высокий, а у России он снижен. В течение вчерашнего дня два крупнейших рейтинговых агентства снижают рейтинг России с ББ стабильный на ББ негативный. Вот он пример информационной войны — реальная ситуация с госдолгом и возможностью его обслуживать, понятно, что США никогда в жизни не смогут расплатиться со своим госдолгом.
Информационно в мире считается, что США более надежный заемщик, чем Россия, и рейтинговые агентства, которые создают некий информационный продукт, потому что это не реальное положение, а некая экспертная оценка, они создают благоприятный информационный фон вокруг США, утверждают, что у США все хорошо.
Переводите инвестиции в США, у России, в связи с возможными экономическими санкциями, все будет плохо, не инвестируйте в Россию, не давайте российским компаниям кредитов, потому что Россия может по ним не расплатиться. А на деле: как же не может расплатиться?
Если просто продав свои золотовалютные резервы, Россия покрывает все свои долги, еще остается столько же. Вот пример информационной войны, которая активно разворачивается против России.
В принципе, учитывая, что, по сути, мировая экономика сейчас является спекулятивной, это не экономика реального продукта, реального сектора, это экономика доверия и информации. Отсюда, соответственно, для того, чтобы нанести максимальный ущерб противнику, надо развязать против него информационную войну, в первую очередь, в экономическом ключе, что сейчас происходит в России.
Вторая задача информационной войны — это, конечно, психологически подавить противника, его население, вызвать у жителей страны ощущение неправильности курса власти, опасений и страха того, что политика властей неправа, психологически деморализовать противника, отторгнуть от него общественность. Вот и задачи информационной войны, которую и одна и другая сторона пытаются решить.
— Какие методы информационной войны на Западе против России в первую очередь можете назвать?
- Прямая дезинформация. С прямой дезинформацией мы сталкивались, например, накануне Олимпиады в Сочи, когда информация вообще не соответствовала действительности, факты подтасовывались. Сюда же и замалчивание, конечно, тоже в их пользу.
Второе, это гипертрофирование информации, когда в реальности ситуация гораздо меньше, а ее развивают до вселенского скандала: например, уволились два журналиста Russia Today, а раздули до "массово журналисты отказываются работать с Россией".
Третий метод это, конечно, передергивание информации. Простой пример: в России зажимают СМИ. Покажите мне хоть одно СМИ, которое было закрыто по политическим основаниям? Да, можно сказать, Лента. ру, отчасти, там был политический подтекст. Но опять же, это делало не государство, это делал частный собственник. Выстраивать связку между частным собственником и государством, на кого-то надавили, попросили, тут вопрос десятый, формально, это сделал частный собственник.
Почему никто не говорит, что господин Винокуров, собственник журнала "Большой город" и телеканала "Дождь" зажимает свободу слова, когда он разогнал всю редакцию "Большого города"? Просто он взял и всех разогнал. Никто не кричал, что Винокуров душитель свободы слова, и что поступила команда. Здесь же считается возможным подобную истерию развязывать.
Часто бывает невозможно сказать, что правда, и нет достоверной информации, когда она, например, идет только с одной стороны. Посмотрите репортажи Киселева, это классический образец не информации, а пропаганды, все программы Киселева, Соловьева, Петра Толстого, ОРТ — это пропаганда в чистом виде, это не информирование, и это надо прекрасно понимать. Но опять же это вопрос информационной войны, которая сейчас ведется как со стороны России, так и Запада, и это нормальная ситуация, и не стоит из-за нее особо сильно переживать, это нормально в современном мире.
— Если сравнить тактику и зарубежные и российские методы, они похожи?
- Во-первых, все учились в школе, и в основном мы учились по западным образам, а не западные по нашим. Поэтому методы и приемы абсолютно одинаковые. А мы не просто хорошие ученики, в некоторых вещах мы просто перещеголяли своих учителей. США ни на одном канале пока не осмелились показать, как они превращают в пепел территорию России ядерным ударом. Господин Киселев же посчитал, что это красивая аллюзия, всех приободрит в России, а в США все забьются в оставшиеся бомбоубежища.
— С вашей точки зрения, насколько удачно Россия выступает в этой войне?
- Скажем так, Россия выступает в этой войне гораздо более удачно, чем она выступала до того. В принципе, серьезных провалов нет, как и серьезных успехов. Другое дело, что, конечно, с одной стороны, не бывает тонкой или толстой пропаганды, бывает пропаганда эффективная и неэффективная, вот пока российская пропаганда оказывается достаточно эффективной, потому что она сработала на жителей Крыма, и срабатывает на юго-востоке.
Понятно, что она не срабатывает на страны Запада, потому что просто ресурсов у России для влияния мало, одного Russia Today просто недостаточно, это микроскопическая, в мерках всего мира, аудитория.
Понятно, что России еще очень многому надо учиться и наращивать свое информационное присутствие, и, конечно же, в каких-то вещах все-таки действовать более корректно, потому что когда какую-то ложь разоблачают, то, конечно же эффект от разоблачения лжи гораздо выше, чем возможный эффект от ее принятия.
Поэтому каждый раз надо задумываться о том, что будет, если эта информационная бомба сработает против. Пока она работает за, и рейтинги Владимира Путина внутри страны, и вообще одобрение шагов российских властей внутри страны, показывают, что внутрироссийская пропаганда работает эффективно. На Украине она тоже работает эффективно, но насчет Запада, я бы не стал так говорить.
Последние новости о телеканале "Дождь": "Дождь" не может не закончиться
А что вы думаете о последних новостях о телеканале "Дождь"? Будет ли телеканал "Дождь" работать онлайн? Что будет с телеканалом "Дождь" в ближайшее время?
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.