Президент Американского университета в Москве Эдуард Лозанский рассказал Pravda.Ru о реакции американских компаний на санкции между Россией и США и о том, какие пути развития ситуации он видит.
— Замглавы МИД РФ Сергей Рябков накануне заявил, что "не исключены ассиметричные меры, которые не будут безразличны Вашингтону в случае нагнетания им конфронтации".
О каких мерах — чисто гипотетически — могла бы идти речь? Что может быть "небезразлично" Вашингтону?
- Я бы хотел разделить мой комментарий на две части, в первой отвечу на ваш вопрос, а во второй сделаю некоторые рекомендации на эту тему.
Я думаю, что реальным ответом, скорее всего, будет ограничение и отказ в визах наиболее активным сторонникам санкций, таким, как сенатор Маккейн и многие другие люди, которые также выступали на сцене Майдана. Среди них, естественно, Виктория Ноланд и подобные ей персонажи. Это было бы логично, но, может быть со своей стороны стоило бы и поднять планку.
Если начнется война, то пострадают многие, и в т. ч. те люди, к-е ничего плохого не сделали, я имею в виду бизнесменов, которые просто делали свое дело, и сейчас, кстати, (я держу руку на пульсе, разговариваю с представителями тех компаний, к-е работают в России) перспектива введения жестких санкций повергла американский бизнес в ужас, он пытается оказывать скрытое давление.
Хотя он не может выступать открыто, поскольку это было бы не этично, но посредством такого скрытого давления призывает американское руководство проявлять сдержанность. В притивном случае ущерб будет нанесен непосредсвенно американским компаниям. Так что бизнес на стороне ограничения санкций. И если бы Россия выбрала бы себе более достойный путь, а не "око за око, зуб за зуб", она бы выиграла в пиар-противостояни, что, наверное, помогло бы постепенно свети на нет эти гневные речи и санкции.
То есть целью должна быть ликвидация этого кризиса, по крайней мере, его смячгение, а не нагнетание.
— Как вы полагаете, оставляя за скобками публичные заявления и т. д. — конфронтация между Россией и Западом свершившийся факт? Не слишком ли это сильный термин в данной ситуации? Как долго она продлиться?
— Есть очень много сил, котрые в этом заинтересованы, и их преодолеть не так легко. Поэтому в данном вопросе надо очень осторожно выбирать свои ходы, но для этого есть дипломатия. Я сейчас пишу статью на эту тему, где доказываю, что у России и Америки есть очень много общих проблем, причем, проблем срочных, которые нам нужно решать, и если будет нагнетание этой истерии, то пострадают все.
Для этого руководство обеих стран должно проявить мудрость. Присоединение Крыма к России — это свершившийся факт, с этим уже ничего не поделаешь, если не начать Третью Мировую Войну, но даже самые оголтелые ястребы, как Маккейн и его компания говорят, что об этом даже не нужно думать и это совершенно не стоит на повестке дня. Но тем не менее, вот эти показательные переброски самолетов, разговоры о приеме Украины в НАТО, разговоры о размещении систем ПВО в Польше и Чехословакии — это идет такой суповой набор, который позволяет этим людям выразить себя, но к счастью, никто не говорит о военных действиях.
Мне кажется, нужно больше говорить наших общих интересах, а их очень много, вот это задача прессы и СМИ, ну и дипломатии, делать упор не на санкцииях. Потому что иногда словесная эскалаця может перейтив драку, именно этого нам нужно избежать. России и Америке даже не нужно специально искать общие интересы, это общемировые проблемы, о которых нужно потоянно напоминать общественному мнению и на официальных встречах.
Вот так мне видится ситуация, и я стараюсь в меру своих скромных возможностей что-то в этом плане делать, к примеру, сейчас закончил две статьи, одна на английском, другая на русском для "Moscow times".
Читайте также:
Москва-Вашингтону: Наш ответ вас не оставит равнодушными
Кредиторы "сливают" Соединенные Штаты?
Политолог: Не бывает односторонних экономических санкций
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.