Так написал в январе 2001 года главный редактор британского журнала "Сайнс" ("Наука") Ричард Стоун, посетивший перед этим казанский научный центр гравитационных волновых исследований "Дулкын" при Академии наук РТ. В минувшую среду ученые центра А. Балакин, В. Курбанова, З. Мурзаханов, А. Скочилов, И. Белов были награждены премией минэкономпрома "Лучшее изобретение 2001 года" за создание гравитационно-волнового детектора. Размер премии — 15 тысяч рублей на всех. Но не исключено, что размер премии может вырасти до Нобелевской, ибо такой приз ждет ученых, которые первыми экспериментально подтвердят существование гравитационных волн.
Вот лишь отдельные цитаты из той полемики, что развернулась в мировых научных кругах вокруг идеи казанских ученых. "Всего несколько людей держат пари, что гравитационные волны будут впервые обнаружены группой "Дулкын", но это не является аргументом против проекта", — говорит Винфрид Цимдаль, физик из университета города Констанц в Германии. "Дулкын" - это героические усилия с малым бюджетом", — признает его земляк из Ганновера Карстен Данцманн, руководитель британо-германского проекта по "поимке" гравитационных волн GEO-600. "Это очень мужественная идея", — добавляет конкурент немцев Филипп Турранк из университета Пьера и Марии Кюри в Париже, отец-основатель франко-итальянского гравитационного детектора VIRGO. Эд Лангхем, бывший директор спутниковых операций Канадского космического агентства, считает, что подход казанских ученых является "предельно элегантным в лучших традициях экспериментальной физики".
Не все верят, что конечная цель казанских физиков — "модифицировать лазерную установку для детектирования возмущений ткани пространства-времени под воздействием гравитационных волн, испускаемых объектами в космосе, называемых двойными пульсарами", может быть осуществлена. Тем не менее, без преувеличения можно сказать, что сегодня весь научный мир, затаив дыхание, следит за научным экспериментом, который ставят в Казани. И не только из соображений чистой науки. 365 миллионов долларов потратили Соединенные Штаты только на создание самой крупной в мире лазерно-интерферометрической гравитационно-волновой лаборатории (LIGO). Это циклопическое сооружение в виде трубы длиной в 4 километра. Внутри в условиях полного вакуума и температуры, близкой к абсолютному нулю, по системе зеркал гоняется лазерный луч... Общая стоимость проекта уже превысила полмиллиарда долларов. В ходе экспериментов сделана масса открытий. Кроме главного: гравитационные волны не зафиксированы. Подобные лаборатории, правда, меньшие по размерам и финансированию, безуспешно "ловят" гравитационные волны во Франции, Германии и Японии.
Основная причина неудач — чрезвычайно малое воздействие гравитационных волн на тела. Изменения не превышают десять в минус восемнадцатой степени миллиметра для объекта размером 1 куб. метр. Разделите один миллиметр на единицу с 18 нулями за ней...
Теряя надежды получить результат на Земле, западные ученые планируют вывести исследования в космос (американо-европейский проект LISA). Это три спутника, которые будут выведены на орбиту в конце этого десятилетия. Они должны образовать в космосе треугольник со стороной 5 миллионов километров (расстояние до Луны — 384 тысячи километров), подальше от земных шумов. Разумеется, у астрономического проекта и стоимость астрономическая.
Если казанским ученым будет сопутствовать успех, это будет означать, что путь, по которому шли западные ученые, — тупиковый. А все потраченные на исследования деньги — пущены на ветер. Смета проекта "Дулкын" не превысила одного миллиона долларов. По словам директора научного центра Зуфара Мурзаханова, первые эксперименты на разработанной ими установке должны пройти уже в начале 2003 года в Государственном институте прикладной оптики. Теоретическое сопровождение экспериментов осуществлено заведующим кафедрой теории относительности и гравитации КГУ Александром Балакиным.
">Рустам ВАФИН,"Вечерняя Казань"