Антарктида нам поможет!

Еще один проект дагестанского инженера Гамида Халидова под названием "Живая вода"

Ледовые берега Антарктиды По данным ЮНЕСКО более 80% болезней человека связаны с некачественной питьевой водой. Но вода — это не только вопрос здоровья людей, но и во многом вопрос их жизни. На привозной питьевой воде живут Алжир, Сингапур, Гонконг, прибрежные районы Югославии. Почти вычерпали свои подземные запасы государства Северной Африки и Ближнего Востока. Если сейчас проблемы, связанные с нехваткой воды, испытывают около 250 млн. человек, то, по мнению экспертов, всего через несколько лет они возникнут у стран с населением до 1 млрд. людей, а к 2025 г. от нехватки пресной воды будут страдать 2/3 населения земного шара.
Сегодня мы познакомим наших читателей с еще одним проектом дагестанского инженера Гамида Халидова под названием "Живая вода". Целью проекта является снабжение стран и регионов, испытывающих недостаток в воде (весь Аравийский полуостров), экологически чистой, пресной, талой водой из высокоширотных льдов. Этот глобальный проект может привлечь в Россию миллиарды долларов уже в ближайшие годы. Проект получил признание на многочисленных научных и экономических советах, конференциях, форумах. Более того, в августе 2000 года, по просьбе ЮНЕСКО, проект был направлен на Всемирную выставку ЭКСПО-2000, где компьютерный видеофильм, показывающий технологии проекта, демонстрировался на теле- и киноэкранах российской экспозиции.
Мировая наука уже несколько десятков лет настойчиво ищет пути обеспечения водой нуждающихся регионов и стран, но пока не найдено кардинальных способов отвести надвигающуюся катастрофу. Созданы атомные и солнечные установки, опресняющие морскую воду, устройства, получающие воду осаждением водяных паров из воздуха, разного рода адсорберы, но ни один из них не способен решить эту глобальную проблему. То вода получается некачественной, то установки по ее получению малопроизводительны, то себестоимость слишком высока. Расчеты показывают, что стабильные, не зависящие от климатических и политических условий запасы воды для миллиарда людей в достаточном количестве и высокого качества можно найти только в виде льда в высоких широтах земного шара в Антарктиде, Гренландии, на Аляске и т.д., где сосредоточены 2/3 всех запасов пресной воды на Земле.
Поиск и выбор технологий получения воды
Доставка воды в виде айсбергов предлагалась очень давно. Были просчитаны даже возможные варианты транспортировки айсбергов весом в сотни миллионов тонн из Антарктиды к берегам Саудовской Аравии. Современный уровень развития техники позволяет осуществить три варианта доставки льда:
- в виде воды, для чего потребуются большие энергозатраты на растапливание льда и неприемлемые сроки погрузки;
- в виде мелких кусков льда — здесь энергозатраты несколько меньше, но значительно возрастают капитальные затраты на разного рода оборудование, а также уменьшается плотность загрузки трюма и возрастают сроки погрузки;
- в виде крупных нарезанных брусов льда весом в десятки и сотни тонн -энергозатраты уменьшатся, но усложняется погрузка судна, а объемы работ для буксиров и кранового оборудования возрастают в сотни и тысячи раз.
Во всех вышеуказанных вариантах себестоимость доставляемой воды неприемлемо высока, что делает ее неконкурентоспособной. Не случайно обращается такое большое внимание на продолжительность погрузки. Это связано с тем, что погодные условия в местах планируемой добычи льда диктуют необходимость ее проведения за один-два дня.
Расчеты показали, что для рентабельности проекта перевозка льда на многотысячные расстояния должна осуществляться судами водоизмещением более 40 тыс. т, их погрузка должна занимать один-два дня, а брусы льда должны весить несколько тысяч тонн, что позволило бы загружать и разгружать судно всего в несколько приемов. Современный уровень погрузочно-разгрузочных технологий и механизмов не позволяет оперировать такими массами и габаритами, да и районы возможной добычи льда (Антарктида, Гренландия) — слишком неподходящие места для крупных стационарных сооружений и механизмов. К тому же современный флот не имеет кораблей, способных принять и осуществить перевозку таких больших ледяных блоков.
Поэтому инженер Г. Халидов предлагает принципиально новые решения, касающиеся способов и инструментов для добычи льда, конструкций морских судов, способов транспортировки и использования льда в местах его разгрузки. Все они имеют патентную защиту. Разработан весь технологический процесс обеспечения водой нуждающихся в ней стран. И, что самое главное, себестоимость этой высококачественной , "живой" с медицинской точки зрения воды будет ниже получаемой на ядерных опреснительных установках. Для сравнения: стоимость литра воды, полученной на современной американской опреснительной установке равен 6 долларам, а литр талой (!) воды, полученной по методу Г. Халидова стоит 1 цент!!
Заготовка брусов льда
На Антарктиде сосредоточены триллионы тонн чистейшегольда , образовавшегося в те времена, когда еще ни одной промышленной пылинки не летало в атмосфере южного полушария. Это лед всех форм и размеров. Наиболее подходящим местом для добычи льда является море Содружества, откуда отобранный айсберг (или айсберги) целесообразно отбуксировать в теплые месяцы года в район о. Кергелен, на мелководье, где вода не замерзает круглый год.
Экологам нет причин волноваться о возможных последствиях от деятельности по добыче льда для природы Антарктиды, Гренландии и Аляски. Если для 1 млрд. людей, нуждающихся в воде, принять за норму 2,5 л в день, то в год потребуется 1 млрд. т льда. Это всего 1 куб. км льда. А в одном только шельфовом леднике Эймери в Антарктиде заключено около 20 тыс. куб. км льда. Объемы же тающих и растворяющихся в морской воде айсбергов и льдин настолько велики, что практически не поддаются учету. Запасы льда не уменьшаются благодаря постоянно идущим процессам круговорота воды в природе.
Из всех айсбергов 60-80% образуются, отрываясь от шельфовых ледников, причем они самые большие, имеют плоскую поверхность и площадь до нескольких тысяч квадратных километров, что позволяет организовать заготовку льда прямо на них.
Предлагаемый способ заготовки бруса льда на айсберге осуществляется при помощи специальных ледорезов для вертикальной и горизонтальной проходки. С их помощью брус льда отделяется от массива айсберга, буксир вытягивает брус в воду и отправляет его к ледовозу. На этом этап заготовки бруса заканчивается.
Ледовоз. Погрузка, транспортировка, разгрузка
Ледовозы — это новый тип судов, предназначенных для перевозки многотысячетонных брусов льда и других видов крупногабаритных грузов, погрузка которых осуществляется непосредственно с водной поверхности в трюм. (общий вид на рис. 1). Конструктивно судно является тримараном, что обеспечивает наибольшую устойчивость, плавучесть и запас прочности при погрузочно-разгрузочных работах и транспортировке. Боковые корпуса, которые в классических конструкциях тримарана выполняют вспомогательную роль по увеличению устойчивости судна при волнении на море, в этом судне являются наряду со средним корпусом основными. Перенос силовых установок в боковые корпуса придает судну исключительную маневренность и позволяет осуществлять загрузку льда (груза) непосредственно из воды в трюм, а также значительно увеличивает устойчивость, плавучесть и грузоподъемность судна. Сложность погрузки состоит в том, что "заглатывать" приходится ледяной брус массой в несколько тысяч тонн. Для этого форма и размеры ледоприемника и бруса должны полностью совпадать. Кроме того, необходима высокая маневренность судна, чтобы обеспечить на очень малых скоростях "ювелирную точность" при наплыве на брус, его "заглатывании" и переправке в трюм. Технология погрузочно-разгрузочных работ также разработана и запатентована.
Ледоприемник. Получение талой воды и охлажденного воздуха
Ледовоз, прибывший, например, в порт Джидда (Саудовская Аравия), выгружает брусы льда в воду, а мощные лебедки специальной конструкции, установленные на берегу, подтягивают их к причалу. Вытащенные из воды брусы попадают в специальный желоб, по которому направляются в "стадион-ледоприемник" с прозрачной крышей, находящийся поблизости от берега. Регулируя доступ солнечных лучей и горячего внешнего воздуха, в ледоприемнике можно получать требуемое количество холодной воды и охлажденного воздуха. В зависимости от планируемой пропускной способности возможны различные конструкции стационарных ледоприемников и варианты получения охлажденного воздуха и воды.
Приведем вариант применения данной технологии для решения очень важной проблемы, которую много лет с привлечением международных научных кругов пытаются решить правительство и деловые люди Саудовской Аравии. Это создание благоприятного микроклимата в местах размещения и передвижения паломников во время хаджа. Хотя рассмотрено множество проектов, ответ еще не найден. Проект Г. Халидова позволяет его найти.
От "стадиона-ледоприемника" в Джидде охлажденный воздух по теплоизолированным подземным трубам с помощью компрессорных станций подается в окрестности Мекки, где через распределительную сеть поступает в помещения и палатки паломников , а также по навесным конструкциям на маршруты паломников по святым местам. Кроме того, возможно использование льда и холодного воздуха для охлаждения мяса жертвопринесенных животных (до отгрузки по назначению). Расчеты показывают, что за время хаджа, в зависимости от времени года, потребуется 1-2 ледовоза водоизмещением по 50 тыс. т. Параллельно с охлажденным воздухом может подаваться и талая вода. По такой же схеме круглый год могут снабжаться водой города и населенные пункты Саудовской Аравии.

К проекту приобщился Сергей БОДАГОВСКИЙ,
"Северный Кавказ".

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/science/19/94/379/9863_water.html

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить