Полвека побед… Полвека ошибок?

В конце 1952 года вышло правительственное постановление, подписанное И.В. Сталиным, о развертывании работ по созданию атомных ПЛ. Возможно, подтолкнули к такому решению донесения агентов "оттуда": к тому времени советская разведка установила, что американцы уже проводят наземные стендовые испытания "атомного двигателя" и форсированно ведут достройку первой атомной подлодки.
Так было, пожалуй, всегда: мы все время "копировали" американцев, пытаясь их "догнать и перегнать"... Кто нашептал Сталину идею о необходимости форсирования строительства именно подводного атомного флота? Сейчас, по-видимому, этого уже не выяснить. Да и ни к чему. Вообще-то к концу 1952 года начала вовсю реализовываться послевоенная "сталинская" программа развития ВМФ СССР. В достаточно компетентном "первоисточнике", концептуальном сборнике "Мертвая вода", приводятся такие цифры: "Эта первая послевоенная программа предусматривала строительство 9 линкоров водоизмещением до 75 тысяч тонн, 15 авианосцев, 12 тяжелых крейсеров, 60 легких крейсеров, более 500 подлодок". Почему же именно "полнокровных" авианосцев у России так и не появилось, а по атомным подлодкам мы "впереди планеты всей"? Почему те самые "сталинские" линкоры были разрезаны прямо на стапелях?
Приведу несколько цитат из другого "первоисточника", уже американского. Вскоре после нашей Победы в Великой Отечественной войне "мировая закулиса" объявляет новый поход на Восток, на этот раз в форме информационной, "холодной" войны. Цели в отношении России были сформулированы еще в Директиве Совета национальной безопасности США 20/1 от 18.08.1948 г.: "...обезопасить свою страну внедрением в умы руководства СССР идей о необходимости создания дорогостоящих, но бесполезных в МИРНОЕ время вооружений... Любая "горячая" война с появлением мощного ядерного оружия бесперспективна... Не наше дело раздумывать над внутренними последствиями, к каким может привести принятие такого рода концепций в другой стране, равным образом мы не должны думать, что несём хоть какую-нибудь ответственность за эти события. Если советские лидеры сочтут, что растущее значение более просвещённых концепций международных отношений несовместимо с сохранением их власти в России, то это их дело, а не наше. Наше дело работать и добиться того, чтобы там свершились внутренние события".
Конечно, "посредники", которых вокруг советских и российских вождей было немало во все времена, были заинтересованы в разорении страны на бесполезных вооружениях. Как знать, может быть, поэтому тяжелые корабли, способные в мирное время и в угрожаемый период нейтрализовать угрозу американских авианосцев, порезали и развернули массовое создание "альтернативного" оружия в виде атомного подводного флота.
В недавней газете "Красная звезда" приводятся такие данные: "Инициаторами в этом деле выступили в отличие от США не военные, а ученые — академики И. Курчатов, А. Александров, А. Лейпунский. Академик Александров, ставший впоследствии президентом Академии наук СССР, более 40 лет, вплоть до своей кончины, являлся признанным организатором и научным руководителем в этой области. Строительство первой отечественной атомной субмарины осуществлялось на судозаводе N 402, ныне — это "Севмашпредприятие" в Северодвинске. Соперничество в этой сфере свехдержав было сверхнапряженным. Борьба шла по нескольким направлениям: по количеству АПЛ в составе флотов, по качеству вооружения — мощности ядерных боезарядов, дальности и точности их доставки, а также по качеству атомных энергоустановок — мощности, весогабаритам, надежности, ресурсу, виброшумовым характеристикам и др. Следует признать, что по количеству АПЛ и по интенсивности их эксплуатации долгое время ВМС США превосходили наш Военно-Морской Флот. Наши атомоходы уступали и по виброшумовым показателям. С другой стороны, отечественные корабли превосходили американские по энерговооруженности, глубине погружения, были более скоростными и с большим запасом плавучести. Рекорды погружения — 1.000 метров и подводной скорости — более 40 узлов до сих пор остаются за нашими атомными субмаринами".
Мне приходилось беседовать с несколькими советско-российскими учеными, которые занимались проектированием атомных подлодок. В частности, в знаменитом ЦКБ "Рубин". И ни один из них не смог ответить на вопрос: а зачем, собственно, в СССР было создано такое количество самых разнообразных проектов АПЛ, не имеющих так называемого "запаса на модернизацию"? Вон, у американцев — всего несколько "ключевых" проектов, они из время от времени модернизируют, насыщают новым оборудованием и оружием. Из соображений какой целесообразности, жертвуя основным "положительным" качеством подлодок — скрытностью и малошумностью — понадобилось изобретать "самую скоростную" ("Плавник", он же "Комсомолец") и "самую большую" ("Тайфун") атомарину в мире? Благодаря прогрессивному отставанию СССР в скрытности подводных лодок именно этот вид вооружений — АПЛ — последние 50 лет развивался беспрепятственно. Дабы измотать экономику в создании оружия, годного для парадов и представляющего угрозу для его экипажей? Уже к началу 90-х годов стало ясно, что гонка в строительстве АПЛ для обеих стран была крайне обременительной и по сути бесперспективной. Масштабы и острота соперничества между подводными флотами сверхдержав в Мировом океане к концу ХХ века также стали совершенно иными. В последние годы были выведены из состава военно-морских флотов порядка 100 американских и 200 российских АПЛ. Ныне строительство в США и России новых АПЛ ограничивается единичными образцами...
Конечно, эти полемические заметки — не гипотеза о "бесполезности" атомных субмарин в обеспечении безопасности страны. И даже не версия. Просто вопрос наивного "не узкого специалиста". Как знать, может быть, по прочтении этих строк многие "узкие" возмутятся: "Один дурак может такой вопрос задать, что сто умных не ответят". Но, с другой стороны, был же "не узкий" мальчик, который изрек: "А король-то голый!"...

Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Обсудить