Трусливая, неконструктивная, непозволительная безответственность политической и экономической элиты России
На завтрашнем заседании правительства РФ речь снова пройдет о деньгах. Острая нехватка денежных средств у российских властей налицо. Первый вопрос — об итогах исполнения федерального бюджета за 9 месяцев 2002 года . Второй — о проекте федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле ". Третий — о проекте федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" . Однако завершит заседание обсуждение ратификации договоренностей с Казахстаном раздела северной части Каспийского моря . Но, в конце концов, это тоже — о деньгах.
Об итогах исполнения федерального бюджета за 9 месяцев 2002 года кабинету министров РФ расскажет замглавы министерства финансов России Татьяна Нестеренко . Причем рассказать ей особенно будет нечего. Как справедливо отмечали аналитики, бюджет исполнен, но отчет правительства о его исполнении в отличие от прошлых лет напоминает не победный рапорт, а закамуфлированную историю болезни. Совершенно очевидно — в России вновь начинается бюджетный кризис.
С одной стороны, за 9 месяцев этого года федеральный бюджет вроде бы исполнен вполне успешно. Остатки на счетах федерального казначейства увеличились на 65 млрд. рублей . Таким образом, текущее бюджетное задание по их росту оказалось перевыполненным на 47% . С другой стороны, общее годовое задание равно 110 млрд. рублей . С другой стороны, сумеет ли бюджет за оставшиеся 3 месяца пополниться еще на 55 млрд. рублей - очень большой вопрос. Особенно, если учесть, что рост остатков на счетах происходит не благодаря росту доходов, а за счет снижения финансирования некоторых статей расходов — особенно пострадали расходы на дорожное хозяйство и расходы на обслуживание внутреннего государственного долга.
А между тем, процентные расходы по внутреннему госдолгу со временем возрастут еще больше. Минфин регулярно "перевыполняет" план по эмиссии рублевых облигаций. За 9 месяцев 2002 года Минфин должен был продать ценных бумаг на 96 млрд. рублей , но фактически продал на 137 млрд. , то есть превысил установленное задание на 40 млрд. рублей . В общем "стахановский" рост внутренней задолженности прямехонько ведет к бюджетному кризису. Тем более что внутренние заимствования дороже внешних, хотя и лишены курсового риска.
Не радует и сбор налогов. Несмотря на то, что превышение фактического сбора доходов над планируемым составило 33,3 млрд. рублей , недобор доходов, собираемых МНС России , составил 42,4 млрд. рублей . И перевыполнение плана по доходам произошло только за счет дополнительного поступления единого социального налога на 43,2 млрд. рублей , а также за счет дополнительных доходов по другим ведомствам, администрирующих доходы федерального бюджета, на 32,1 млрд. рублей .
Налоговых данных даже за первое полугодие, в принципе, вполне достаточно, что бы оценить степень выполнения (или невыполнения) бюджетных заданий. Итак, за полгода налог на прибыль должен был принести 103 млрд. рублей , а фактически собрано только 85 млрд. ( 82% от плана ). Налоги на товары и услуги (налог на добавленную стоимость и акцизы) должны были поступить в размере 497 млрд. рублей , но поступили только в размере 449 млрд. ( 90% от плана ). И, наконец, налоги на природные ресурсы вместо 92 млрд. рублей составили только 80 млрд. рублей . ( 87% ).
Факт налицо: налоговые доходы начинают снижаться, а неналоговые слегка расти. На 10 млрд. рублей перевыполнил план ГТК ; на 8 млрд. - Минфин , на 7 млрд. - Госкомрыболовство , и на 5 млрд. - Мингосимущество . Именно поэтому обычного декабрьского аврала, когда бюджет добирает недостающие суммы, в этом году не ожидается.
О предмете недавних ожесточенных столкновений новая редакция проекта федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" правительству доложит первый зам министра финансов Алексей Улюкаев .
Обсуждение на правительстве новой редакции закона "О валютном регулировании и валютном контроле" уже переносилось не единожды. Премьер-министр Михаил Касьянов счел проект недостаточно либеральным и посоветовал разработчикам документа — Минфину и ЦБ РФ - учесть предложения Минэкономразвития и РСПП . Судя по всему, компромисс опять не удался. Ведомства Алексея Кудрина и Сергея Игнатьева либо не смогли, либо не захотели выработать по этому вопросу согласованную позицию. То есть действительно учесть настоятельные пожелания главного российского бизнес-лоббиста — РСПП. Судя по сегодняшнему демаршу на конференции, организованной РСПП, где глава Минэкономразвития РФ Герман Греф призвал российскую бизнес-элиту надавить на правительство, а глава "Интерроса" Владимир Потанин затребовал от власти полноценной либерализации области валютного регулирования и валютного контроля, стороны, как говорится, остались "при своих". А между тем, все равно придется договариваться.
Гарантии вкладов населения столь же горячая тема, как ивалютное регулирование. И если второе весьма важно для крупного российского бизнеса, то первое опять-таки очень важно и для бизнеса, и для власти. Заместитель главы Минэкономразвития Аркадий Дворкович презентует правительству проект закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" .
Причем проект, который уже успели в разной мере раскритиковать все участники торгов по вкладам. "Сбербанк" пока отказался входить в систему гарантирования вкладов. Центробанк решил, что гарантировать вклады все-таки должен российский бюджет (а почему не золотовалютный резерв ЦБ?). В Госдуме решили все свести к полнейшей "болтологии": гарантировать должен "экономический рост" . То ест, есть рост, есть и гарантии. Ну а если роста нет, то извините, граждане, снова плакали ваши денежки. В общем, привычный уже цинизм российской политики и политиков. Трусливая, неконструктивная, недозволительная разнокалиберность и разнонаправленность позиций. И это в тот момент, когда всем ясно, что "денег нет, и неизвестно". А граждане России не такие дураки, чтобы опять доверить свои деньги банкам и властям без каких-либо гарантий. А экономика, между тем, подыхает себе потихоньку от недостатка инвестиций.
О проекте федерального закона "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о разграничении дна северной части Каспийского моря" правительству доложат заместитель министра природных ресурсов Иван Глумов и замминистра иностранных дел и спецпредставитель президента РФ по Каспию Виктор Калюжный .
Раздел нефтеносного Каспия между всеми береговыми странами — это долгая заунывная песнь степного акына над руинами СССР. Самая негибкая и неконструктивная позиция оказалась у Ирана. Он теперь, вроде как в изоляции. Угрожает по этому поводу России. Пока, впрочем, только на словах. Россия же договаривается с остальными участниками переговорного процесса на двусторонней основе. С Азербайджаном вопрос решили. Дошла очередь до Казахстана. Причем следует отметить, что совместный российско-казахский подход к проблеме позволил сломать статус-кво вокруг проблемы раздела моря и подвигнул остальные страны (кроме Ирана) на активный переговорный процесс.
В Казахстане с глубоким удовлетворением отметили тот факт, что концептуальный подход России к проблемам раздела северной части Каспия не только приобрел отсутствующую раньше гибкость, но и сблизился с позицией Казахстана. Как выяснилось, ресурсный принцип раздела шельфа (по словам Владимира Путина, дно делим, вода — общая) в равной степени теперь близок обеим странам. Казахстан заполучил себе месторождение Курмангазы , Россия — месторождении Хвалынское и Центральное . Однако осваивать эти ресурсы государства-соседи будут совместно. Казахстан это соглашение уже ратифицировал. Очередь за Россией.
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.