В сентябрьском номере "Российского экономического журнала" (№ 9, 2002 г.) опубликована статья профессора Владимира Алиева, посвященная разработке антикризисно-реформаторской стратегии развития экономики Дагестана в ХХI веке. Учитывая актуальность поднимаемых в ней вопросов, редакция сочла целесообразным опубликовать сжатое изложение этой статьи в интерпретации, предложенной автором.
Действительно, особенностью этой статьи является то, что в ней в концентрированной форме отражена точка зрения автора и его единомышленников на стратегию развития дагестанской экономики в новом веке, которая подробно изложена в коллективных монографиях: "Региональные проблемы переходной экономики: вопросы теории и практики" (Москва, изд-во "Экономика", 2002 г.) и "Перспективы развития дагестанской экономики в ХХI веке" (Махачкала, изд-во "Юпитер", 2002 г.), а также в статьях, опубликованных в "Дагестанской правде" за последние несколько лет. Такое краткое, аннотированное представление материала позволяет лучше высветить стоящие перед республиканской экономикой проблемы и возможные пути их разрешения.
Начнем с того, что последнее десятилетие XX в. завершилось, как это не прискорбно, всеобщим обвалом дагестанской экономики и беспрецедентным снижением уровня жизни подавляющего большинства населения республики. Реальные ее социально-экономические показатели находятся далеко за порогом предельно допустимых значений.
В общем, с тревогой можно констатировать, что дагестанская экономика оказалась у роковой черты, пересечение которой было бы чревато неуправляемой реакцией полного развала. Причины столь неутешительных итогов прошедшего десятилетия таковы: двигаясь в фарватере общероссийских реформ, строго и последовательно соблюдая выбранный федеральными властями курс, как ныне понятно, вовсе не оптимальный, мы забывали, что у Дагестана есть своя специфика, обусловливаемая особенностями уклада жизни, достигнутым уровнем развития производительных сил, почти полным отсутствием опыта рыночного хозяйствования, своеобразной ментальностью общества и многим другим. В результате переход к рыночной системе отношений не был подкреплен созданием адекватных адаптационных механизмов, и вместо цивилизованного рынка на развалинах социалистической системы возник дикий криминальный капитализм. Его демонтаж и замена социально ориентированным рыночным хозяйством и есть императив предстоящего этапа дагестанских реформ. В связи с чем нам настоятельно необходима собственная концептуально выверенная стратегия социально экономических преобразований на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Ясно, что концепция, о которой идет речь, предполагает выработку соответствующих целевых ориентиров развития республиканской экономики, а значит, выбор системы показателей количественной оценки конечных результатов намеченных этапов роста. Задействование таких показателей придает целям конкретность и измеримость, позволяет определить горизонты прогнозирования и выделить приоритеты развития. В этом контексте логично опереться на систему регионального счетоводства, использующую показатель валового регионального продукта — ВРП (в качестве обобщающего), а также следующие показатели: I) фактическое конечное потребление домашних хозяйств, отражающее уровень благосостояния и уровень жизни населения региона; 2) валовые накопления, характеризующие изменение нефинансовых активов, возникающих в процессе производства; 3) показатели счета образования доходов (оплата труда работников, чистые налоги на производство, валовая прибыль и валовые смешанные доходы), фиксирующие выплаты и получение первоначальных доходов единицами-резиден-тами, непосредственно участвующими в производстве товаров и услуг.
Целевые ориентиры социально-экономического развития Республики Дагестан (РД) на перспективу до 2010 г. определялись исходя из базовых показателей 1999 г.: ВРП — 0,57 млрд. долл., душевой ВРП — 265 долл. (в 2000 г. соответственно 0,73 млрд. долл. и 340 долл.). При этом были выделены следующие четыре варианта целеполагания.
Вариант I - формирование в республике самообеспечиваемой экономики, функционирующей в режиме самофинансирования (когда бюджетные расходы на 70% покрываются собственными доходами). Это возможно при величине ВРП не менее 2,7 млрд. долл., соответственно при ВРП на душу населения в 1200 долл., а значит, нужны среднегодовые темпы роста ВРП не менее чем в 17%.
Вариант 2 — достижение среднероссийских социально-экономических параметров. В этом случае ВРП должен возрасти до 7,2 млрд. долл., а душевой ВРП — до 3,2 тыс. долл.; соответственно среднегодовые темпы роста ВРП должны быть не ниже 28%.
Вариант 3 — восстановление экономического потенциала республики, равного его уровню в 1985 г. Соответствующие расчетные параметры ВРП и душевого ВРП — 15 млрд. долл. и 6,6 тыс. долл., необходимых темпов роста ВРП — не менее 38 %.
Вариант 4 — выход на среднеевропейский уровень жизни населения, имевший место в 1990 г. Соответствующие расчетные параметры — 27 млрд. долл. и 12 тыс. долл., 46 %.
Понятно, что рассчитанные ежегодные темпы роста ВРП Дагестана на предстоящее десятилетие по всем четырем вариантам (17, 28, 38 и 46 %) недостижимы. Однако если исходить из очевидно реалистичных темпов, скажем, в диапазоне 2,7-4,4%, окажется, что выход на целевые ориентиры по первому варианту займет 37-59 лет, по второму — 57-92, по третьему — 74-119, а по четвертому — 87-140 лет. Подобные перспективы роста республиканской экономики, разумеется, абсолютно неприемлемы. Поэтому первоочередной задачей является поиск прорывных путей обеспечения ее ускоренного развития. Эти пути могут быть различными, однако в любом случае не обойтись без энергичного задействования на научной основе внутреннего потенциала Дагестана во всех его составляющих: природно-ресурс-ной, демографической, трудовой, производственной, инновационной, финансово-бюджетной, экономико-географической, инфраструктурной, связанной с межрегиональной и внешнеэкономической интеграцией, а также сопряженной с легализацией "теневого" сектора экономики.
На основе оценки потенциала, произведенной с определением по специально разработанной методике вклада каждого из перечисленных элементов в увеличение ВРП и степени его влияния на достижение целевых ориентиров применительно ко всем четырем вариантам, было доказано: довести величину прироста внутреннего потенциала РД до 1327,6 долл. на душу населения, т. е. обеспечить переход республики на режим самофинансирования, к концу 2010 г. возможно.
Достижение этого реалистичного целевого ориентира, естественно, предполагает прежде всего решение блока сугубо антикризисных задач, к числу которых, как представляется, относятся: 1) остановка процессов дезиндустриализации республиканской экономики, которая была спровоцирована вышеотмеченными беспрецедентными размерами падения производства в отраслях промышленности; 2) изменение колониально-сырьевой структуры народного хозяйства, согласно которой доля продукции обрабатывающих отраслей составляет в экспорте республики всего 12 %; 3) ослабление ее "закритической" зависимости от ввоза товаров из других российских регионов и из-за рубежа, составляющего 75 % потребляемого их объема; 4) преодоление технологического отставания (доля наукоемкой продукции в республиканском экспорте не превышает 1,5 %); 5) ликвидация опять-таки не укладывающейся ни в какие нормативы зависимости республики от федерального бюджета (доля трансфертов и субсидий из него в региональном бюджете составила в 2000 г. 87,7 %); 6) блокирование процессов люмпенизации и пауперизации населения, деквалификации рабочей силы — предстоит сократить долю населения, живущего за чертой бедности до уровня не более 10 %, уменьшить безработицу (с учетом скрытой ее части) до допустимых пороговых значений 8-10 %; 7) предотвращение деградации экологии, повышение расходов на природоохранные мероприятия до нормативно-пороговой величины в 5 % ВРП (вместо сложившейся в 2000 г. величины в 0,009 %).
В собственно реформационном плане достижение сформулированного целевого ориентира требует проведения хорошо известного в своей основе комплекса рыночных преобразований, направленных на приближение к социально ориентированной экономике смешанного типа с характерным для нее оптимальным сочетанием рыночных и государственных регуляторов системы воспроизводственных пропорций. Однако конкретизация этого комплекса, равно как и его концептуальная и технологическая увязка с общероссийскими реформами, предполагают тщательный учет специфики республиканской экономики. В числе же приоритетных направлений преобразований — активизация инвестиционной политики и создание в республике благоприятного инвестиционного климата, "высветление" значительной части находящихся "в тени" процессов, а также надежное правообеспечение формируемых механизмов рыночного хозяйствования.
В настоящее время инвестиционная деятельность как таковая в РД почти не ведется (хотя бюджетные ассигнования и кредиты в республику поступают, отдача от них весьма скромная; при некотором участии в инвестиционных программах, касающихся социальной сферы, ни государство, ни частные инвесторы не "вкладываются" в реальный сектор экономики). В ряду назревших в этой связи стратегических мер следует отметить, во-первых, разработку республиканской инвестиционной программы, включая выявление соответствующих приоритетов, формирование "сводного инвестиционного портфеля" ("под который" и должна строиться конкретная политика в рассматриваемой сфере), определение круга отечественных и зарубежных стратегических инвесторов, составление плана участия в международных инвестиционных конкурсах по конкретным проектам.
Во-вторых, создание особого режима максимального благоприятствования для инвесторов, прежде всего льготного налогообложения предприятий, реализующих инвестиционные проекты (предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной деятельностью и зарегистрированные в республике, следует освобождать до полной окупаемости вложенных средств от уплаты всех республиканских налогов, а в случае участия в наиболее значимых проектах — и от федеральных, компенсируя соответствующую недостачу из республиканского и местного бюджетов). Для снижения уровня инвестиционных рисков требуется предоставление со стороны исполнительной власти системы гарантий, а значит, — создание за счет бюджетных средств специального гарантийного фонда. Еще один фактор стимулирования частных капиталовложений — обеспечение возможности приобретения под строительство предприятий земельных участков, снабженных необходимой инфраструктурой.
В-третьих, развертывание рекламной кампании, обеспечивающей исчерпывающее информирование потенциальных инвесторов о состоянии экономики Дагестана, направлениях развития бизнеса, перспективных инвестиционных проектах, и т.п. В этих целях важно доработать паспорта городов и районов, отразив в них инвестиционные возможности региона, сведения о предприятиях, земельных участках, коммуникациях и др.
Согласно проведенным исследованиям, 40-60 % всех получаемых в РД доходов "затенено", поэтому особое место в стратегии экономического роста должно быть отведено выстраиванию эффективной политики государственных структур по отношению к этому специфическому сектору экономики. Для чего необходимо параллельное решение таких задач, как: 1) изменение общих, в том числе связанных с жестким фискальным прессингом, условий хозяйствования, вынуждающих уходить "в тень" в принципе добропорядочных, законопослушных предпринимателей; 2) осуществление специально разработанной программы легализации соответствующей здоровой в своей основе части "теневой" экономики, ее интеграции с экономикой "световой"; 3) беспощадное искоренение сугубо криминальных элементов с использованием всех имеющихся у государства правоохранительных возможностей.
Наконец, что касается правообеспечения кратко охарактеризованных выше стратегических социально экономических преобразований, то оно касается как создания многих недостающих ныне базовых республиканских законов, регулирующих наиболее существенные стороны рыночного хозяйствования (в том числе об инвестициях, банкротствах, ценных бумагах и биржевой деятельности, о борьбе с экономическими преступлениями), так и разработки механизмов реализации действующих законов (и федеральных, и субфедеральных), радикального совершенствования правоприменительной практики. Одна из задач здесь заключается в том, чтобы, не дублируя федеральные правовые акты, учитывать в республиканских юридических документах особенности дагестанской экономики.
Особо стоит проблема регулирования использования и распоряжения государственной — федеральной и республиканской — и муниципальной собственностью. Тут крайне важно четко разграничить предметы ведения и полномочия (эффективно задействовав институт уполномоченных разных уровней), а также законодательно обеспечить механизмы приватизации и реприватизации госсобственности, включая юридическое закрепление порядка, согласно которому продажа государственной собственности и выкуп у частных лиц ранее приватизированного имущества производятся только после установления начальной цены независимыми оценщиками и исключительно на открытых и прозрачных аукционах и конкурсах.
И в заключение следует отметить, что традиционно принятый программный подход к реализации намечаемых долгосрочных и среднесрочных социально экономических преобразований в его традиционном исполнении (когда программа становится директивным документом планирования) себя исчерпал. Необходимо заменить его гибким индикативным планированием, включающим разработку Концепции (общего видения проблемы), Стратегии (постановки целей и обоснования вариантов их достижения) и Ситуационного плана, имеющего высокую степень вероятности выполнения по срокам, номенклатуре и объемам. Разработка методологии реализации такого подхода становится все более актуальной в связи с нелинейностью и неопределенностью протекания экономических процессов в условиях динамично развивающегося рынка.
Профессор Владимир Алиев,
"Дагестанская правда".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.