Начиная с 90-х годов прошлого века Россия стала терять свои позиции на морях. Российская морская деятельность и использование ее для развития экономики фактически за последнее десятилетие подошли к грани, за которой нас ждет необратимый распад. Сегодня перед российской верховной властью остро встала проблема формирования государственной политики в отношении судостроительства и развития морского потенциала страны.
Исторически Россия имеет статус ведущей морской державы, благодаря географическому положению с выходом в три океана и огромной протяженности морских границ, а также вкладу в изучение Мирового океана, развитие морского судоходства, многим великим открытиям, сделанным русскими мореплавателями и путешественниками. Прежде всего, требуют неотложного решения проблемы защиты национальных интересов страны в Мировом океане. В последнее время они стали объектом пристального внимания со стороны Президента и Правительства России. Был сделан вывод: основная причина существующих негативных тенденций в морской деятельности — в недооценке ее значения для экономического развития страны и обеспечения безопасности. К тому же, анализ сложившейся ситуации важен еще и потому, что хозяйственная сфера в море и возможности военно-стратегического использования океанов продолжают неразрывно расширяться, дополняя друг друга. Морское хозяйство является сложным многоотраслевым комплексом, все виды производства и защиты которого взаимоувязаны. Именно для этого необходимо развивать важнейшую составляющую морского потенциала — судостроительную промышленность, обеспечивающую стратегическое сдерживание, защиту морских границ, ресурсов и коммуникаций, транспортировку грузов и пассажиров на морских и внутренних водных путях, использование биологических и сырьевых богатств Мирового океана. Аккумулируя результаты деятельности тысяч предприятий различных отраслей, судостроительная промышленность обеспечивает занятость многих сотен тысяч россиян. Российская судостроительная промышленность располагает мощностями для постройки судов и кораблей всех типов с максимальным водоизмещением до 100 тыс. т. Крупные корабли и суда строятся и ремонтируются на стапелях Балтийского завода и Адмиралтейских верфей в С.-Петербурге, а также в эллингах предприятий Северодвинска. Еще 24 завода имеют стапели длиной от 100 до 200 м. Кроме того, отрасль включает в себя крупные приборостроительные и машиностроительные предприятия — поставщики комплектующего корабельного и судового оборудования и вооружения, а также десятки проектных и конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов. Всего в отрасли 170 предприятий и организаций разных форм собственности, где работают более 220 тыс. человек. Подотрасль "судостроение и судоремонт", в свою очередь, включает в себя 65 предприятий и организаций, судовое машиностроение и электротехника — 43, морское приборостроение — 56, прочие — 6. Они "разбросаны" по всей территории России.
Основной разработчик подводных лодок, строящихся на экспорт, — это с.-петербургское ЦКБ МТ "Рубин", 100-летний юбилей которого отмечался в 2000 г. Предлагает свои экспортные наработки и СПМБМ "Малахит", по проектам которого построены небезызвестная малая ПЛ "Пиранья" (проект 865) и ряд других кораблей. Есть и уникальные предприятия, такие, как "Севмашпредприятие" в Северодвинске (крупнейший в мире комплекс военного кораблестроения, позволяющий создавать технику любой сложности), ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова (головной научный центр судостроения, не имеющий аналогов по комплексу решаемых задач и оснащенности). Организации-проектанты надводных кораблей, как и подводных лодок, сосредоточены, в основном, в С.-Петербурге. Это Невское ПКБ (разработчик авианосцев), Северное ПКБ (разработчик боевых кораблей основных классов) и ЦМКБ "Алмаз", проектирующее широкий спектр кораблей и судов, начиная от корветов и боевых катеров до тральщиков и судов обеспечения. Экспортные поставки надводных боевых кораблей осуществляют сегодня с.-петербургские предприятия: Балтийский завод — фрегаты, Северная верфь — эскадренные миноносцы, "Алмаз" - десантные корабли на воздушной подушке. Рыбинский "Вымпел" поставляет за рубеж боевые катера. Научно-технический потенциал судостроительной промышленности сосредоточен в 56 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организациях, специализированных по основным направлениям НИОКР и проектных работ: судостроение и кораблестроение — 21, морское приборостроение — 22, судовое машиностроение и электротехника — 13. Общая численность научных работников в судостроительной промышленности на конец 2002 г. составляет 30 000 человек. Статус государственных научных центров России получили ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", ЦНИИ технологии судостроения, ЦНИИ "Электроприбор", Акустический институт им. Н. Н. Андреева, ЦНИИ "Гидроприбор", а статус государственных научно-производственных центров РФ получили НПО "Аврора" и НПО "Гранит". В последние три года устойчиво растут объемы судостроения, несмотря на многократное снижение объемов гособоронзаказа. За предшествующие 10 лет предприятия отрасли испытывали недогрузку мощностей по производству вооружения и военной техники. Роста объемов удалось добиться, в основном, за счет увеличения производства продукции, поставляемой на внешние рынки. В ближайшие годы предстоит и далее наращивать усилия по продвижению военно-технической и гражданской продукции на мировом рынке.
Вместе с тем, оценивая состояние отечественного судостроения, нельзя не видеть на фоне ряда положительных сдвигов, что оживление судостроения и расширение российского сегмента в системе мирового рынка требует реформирования отрасли. Это вызвано, прежде всего, сокращением портфеля заказов, а также недостаточностью кредитования и строительства судов.
Поэтому генеральный курс политики Россудостроения — на проведение реформ в отрасли. Только создав крупные интегрированные структуры, предприятия смогут повысить конкурентоспособность продукции и выдерживать жесточайшую конкуренцию как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Коллегия Россудостроения разработала и одобрила программу "Реформирование и развитие судостроительной промышленности на период до 2010 г.". В качестве основных исходных данных при разработке программы были приняты показатели федеральных целевых программ "Возрождение торгового флота России" и "Национальная технологическая база", а также прогноз загрузки отрасли экспортными заказами и другие прогнозные и нормативные материалы. В результате реализации комплекса мероприятий по реструктуризации отрасли созданы три крупных научных центра на базе девяти научных и проектных организаций. Уже функционируют Государственный российский центр атомного подводного судостроения, ФПГ "Морская техника" и др. Программа Россудостроения вошла составной частью в федеральную целевую программу "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса", одобренную Правительством РФ. В ближайшие годы предусматривается создать 8 крупных диверсифицированных интегрированных структур, которые составят обновленное ядро судостроительной промышленности и позволят перейти к межотраслевой интеграции. В результате реализации программы планируется оптимизировать состав и структуру судостроительной промышленности и реорганизовать или ликвидировать неперспективные и неконвертируемые производства. Безусловно, реформирование судостроения имеет свою специфику. Прежде всего, длительные сроки строительства кораблей, большие материальные и трудовые затраты, наличие уникальной производственной, стендовой и испытательной базы. Кроме того, потенциально опасные производства, связанные с испытаниями, ремонтом и утилизацией кораблей, оснащенных ядерными энергетическими установками. При реформировании судостроения основные усилия решено направить именно на сохранение и развитие базовых технологий. Перестройка мощностей гражданского судостроения должна учитывать перспективную потребность в них для возрождения судового состава торгового, пассажирского, наливного, рыбопромыслового, вспомогательного и научного флота, включая техническое переоснащение производства. Крайне важно для гражданского судостроения на ближайшие десять лет создать суда и технические средства для освоения уникальных месторождений нефти и газа на арктическом шельфе России, оцениваемых в 100 млрд. т в нефтяном эквиваленте. Стоимость освоения первоочередных месторождений составляет 15 млрд. долл. Освоение Арктики потребует создания широкой гаммы транспортных, обслуживающих и технических судов и плавсооружений, приспособленных для работы в тяжелых климатических условиях. Причем главная задача — обеспечить размещение основного объема работ по созданию этой техники именно на российских предприятиях в условиях активной конкуренции со стороны иностранных партнеров. До 2012 г., по оценкам специалистов, необходимо построить 12-13 уникальных добычных платформ, 8-9 линейных ледоколов и обеспечивающий флот. Для отечественных судостроительных предприятий, деятельность которых координируется Российским агентством по судостроению, экспорт кораблей является одним из приоритетов. Наибольшим спросом на мировом рынке военно-морской техники пользуются подводные лодки, фрегаты, корветы, боевые и патрульные катера.
Подавляющее большинство подлодок строится на верфях России, Германии и Франции. Россия же — лидер мирового экспорта подлодок, которые ранее поставлялись в 14 различных государств. Мощная научно-производственная база подводного кораблестроения позволила в послевоенные годы создать более половины всех подводных лодок мира. Сегодня страна строит подводные лодки по проектам 877 и 636. Это одни из самых малошумных подводных лодок. Наши заводы проводят также ремонт и модернизацию ранее построенных подводных лодок подобного типа для усиления боевого потенциала. Сейчас строится по зарубежному заказу подводная лодка нового поколения "Амур". Предлагаемые на экспорт подводные лодки конкурируют с лучшими зарубежными аналогами, а по ряду характеристик и превосходят их. Кроме современного ракетного и минно-торпедного оружия, средств гидроакустического противодействия, эти лодки имеют эффективные средства обнаружения. Сейчас разрабатывается несколько модификаций лодок этого типа, в том числе с воздухонезависимыми энергетическими установками. Это позволит в несколько раз увеличить автономность плавания и, по существу, качественно повысить возможности неатомных подводных лодок. Недавно завершена постройка двух эсминцев проекта 956-Э с мощным ракетно-артиллерийским вооружением. Планируется постройка еще нескольких кораблей подобного типа. Заканчивается строительство серии фрегатов проекта 11356. В 2001 г. была завершена работа над федеральной целевой программой "Российские верфи". Достигнутые результаты показали большую эффективность использования средств, вложенных в реализацию этой программы. Так, были разработаны проекты современных конкурентоспособных судов, новые технические решения по улучшению ходовых и мореходных качеств судов, образцы современного судового комплектующего оборудования, комплекс базовых промышленных технологий, обеспечивающих повышение качества и сокращение сроков постройки судов. То есть, были заложены основы для развертывания строительства необходимых российскому флоту судов. В последние годы оборонно-промышленный комплекс, в том числе судостроение, находится в центре внимания руководителей государства. Указами Президента РФ утверждены "Основы политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 г." и "Морская доктрина РФ на период до 2020 г.". Создана и работает Морская коллегия под руководством Председателя Правительства РФ. Однако торговый и промысловый флот находятся на пороге массового списания по срокам эксплуатации, и потребуются большие усилия для его восполнения. Также в значительной степени устарело основное технологическое оборудование предприятий отрасли, в том числе машиностроительных и приборостроительных. Производственное оборудование, возраст которого превышает 10 лет, в общем парке станочного оборудования составляет более 50%. Конкурентоспособность продукции требует снижения трудоемкости производства и сокращения продолжительности постройки судов. Из-за дефицита финансов основные фонды отрасли обновляются медленно, а производственные мощности недогружены. Даже в условиях возросшего количества экспортных заказов мощности используются не более, чем на треть.
Сейчас, правда, наметился рост инвестиций в судостроительную отрасль. По источникам финансирования инвестиции распределяются следующим образом: собственные средства предприятий составляют 50%, привлеченные средства — 35%, средства федерального бюджета — 15%. Создание благоприятной финансовой и правовой атмосферы, способствующей привлечению инвестиций в судостроение, будет работать на возрождение отечественного гражданского судостроения при условии финансово обеспеченного спроса на судостроительную продукцию. В настоящее время разработана федеральная целевая программа "Модернизация транспортной системы России", в которую входят в качестве составных частей подпрограммы "Морской транспорт" и "Внутренний водный транспорт". В этих подпрограммах поставлены достаточно масштабные задачи по пополнению флота новыми современными судами. В частности, по морскому транспортному флоту предусмотрено строительство к 2010 г. 249 судов с суммарным дедвейтом 7,6 млн. т, включая танкеры, навалочники, контейнеровозы, лесовозы и другие суда. Предусматривается строительство обеспечивающего флота и, прежде всего, ледоколов. Подпрограмма "Внутренний водный транспорт" предусматривает в период до 2010 г. строительство более 300 судов. Основу стабилизации и роста в судостроении сегодня составляют крупные экспортные заказы. Однако данный фактор непостоянен. Поэтому, наряду с сохранением и расширением российских позиций на внешнем рынке, Россудостроение делает ставку на отечественных заказчиков. В настоящее время утверждена "Государственная программа вооружения на период до 2010 г.", в которой четко сформулированы задачи для корабелов России по поддержанию и развитию ВМФ. Достраиваются корабли и суда, заложенные на верфях в предыдущие годы, идет плановый ремонт подводных лодок и судов, находящихся в составе ВМФ.
На Северной верфи заложен первый из серии корветов проекта 20380, идет разработка и проектирование совершенно новых кораблей, которые станут в ближайшие годы основой отечественного ВМФ. Важнейшей составляющей производственной деятельности предприятий является выполнение государственного оборонного заказа. Значительная часть заводов и проектных организаций и институтов отрасли в той или иной мере участвует в его реализации. Государственная программа вооружения до 2010 г. показала, какие объемы производства могут быть запланированы. С ростом экономики страны объем заказов внутреннего рынка будет повышаться. На него активно начинают выходить новые российские компании, заинтересованные в транспортировке своей продукции по внутренним водным путям и морским трассам, включая Северный морской путь. К таким новым игрокам рынка можно отнести "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", "Газпром" и др. Российские судостроители уверены, что накопленный ими опыт создания специальных судов и плавсредств для эксплуатации в экстремальных условиях Севера окажется востребованным уже в ближайшие годы. Все это позволяет с оптимизмом смотреть на перспективы российского судостроения.
Владимир Поспелов, директор Агентства по судостроению, "Экономика России 21 век"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.