Под напором российского нефтяного бизнеса
Всего несколько лет потребовалось российским нефтяникам, чтобы коренным образом переломить ситуацию на Украине. Уже сегодня национальный топливный бизнес живет в своей стране по законам, которые определяются российскими компаниями. Но впереди маячат еще более значимые перемены. Российские "олигархи" стремятся получить полный контроль над нефтяной отраслью и нефтеэкспортной инфраструктурой нашего соседа по СНГ. Последствия таких изменений для Украины вполне очевидны уже сегодня. В итоге страна может потерять свою экономическую независимость. Впрочем, украинские политики постараются продать ее за хорошие деньги.
Наступление российских нефтяников на украинском "фронте", похоже, благополучно завершается. До "победного конца" остался последний рывок, который вряд ли займет много времени. За последние несколько лет российский бизнес показал, как можно быстро и эффективно решать политические и экономические вопросы в соседних странах. Ситуация на Украине может служить наглядным примером этому.
Получив контроль над большей частью украинских НПЗ, российские компании добились отмены льгот на импорт в страну нефтепродуктов. Местные нефтетрейдеры, лишенные доступа к топливным потокам, стали постепенно терять самостоятельность. Тем временем "интервенты" буквально залили украинский рынок нефтью. Это позволило им в открытую заняться реэкспортом нефти. Ведь официальный поток экспорта нефтяных грузов через украинские порты оказался настолько велик, что местному бизнесу, да и властям страны пришлось срочно бросить все силы на расширение мощностей. Появились серьезные планы строительства новых терминалов для экспорта нефти и нефтепродуктов.
Это, похоже, растопило лед в отношениях между местными властями и российским бизнесом. В благодарность за оживление, которое "иностранные" нефтяники внесли в национальную экономику, власти Украины пошли на невиданные доселе уступки. После многолетней борьбы "Татнефть" получила контроль над Кременчугским НПЗ. А ТНК начала экспорт нефти по нефтепроводу Одесса — Броды в реверсном (обратном) направлении Броды — Одесса. Символично, что до этого Украина категорически отвергала даже возможность переговоров по этому поводу.
Пустующий с 2001 г. нефтепровод стал для страны своего рода символом независимости — он построен для экспорта каспийской нефти в обход территории России. Правда, самой нефти в трубе не оказалось по причине ее физического отсутствия и дороговизны транспортной схемы. Конечно, удивительные перемены в политике украинских властей озадачили многих. Но общественность успокоили — в "неправильном" направлении работает небольшой участок нефтепровода. А туда, куда нужно (т. е. в Западную Европу), каспийская нефть пойдет в конце года. Однако об истинном состоянии дел неожиданно проговорился не кто иной, как украинский президент Леонид Кучма. Он заявил, что не исключает начала полномасштабной работы пустующего нефтепровода в реверсном режиме. Вместе с этим появилась благая весть о том, что одна из российских компаний может получить в концессию всю украинскую нефтетранспортную систему.
Это неизбежно наводит на мысли о том, что Украина целенаправленно движется к потере экономической независимости. Но удивляться здесь нечему. Осенью 2004 г. состоятся выборы украинского президента. И претендентам на этот пост нужна финансовая лояльность и лоббистские возможности российских "олигархов". В свою очередь, "спонсоры" готовы забрать взамен нефтяной комплекс Украины вместе с транспортной инфраструктурой.
Революция отменяется
Сегодня четыре из шести украинских НПЗ — или более 85% нефтеперерабатывающих мощностей страны — контролируются иностранными компаниями. Основным владельцем Кременчугского НПЗ ("УкрТатНафта") в Полтавской области является "Татнефть", Лисичанского НПЗ ("ЛиНОС") в Луганской области — ТНК, Херсонского НПЗ — казахская госкомпания "КазМунайГаз" и российская группа "Альянс", а Одесского НПЗ — "ЛУКОЙЛ". Местные коммерческие структуры контролируют лишь два небольших завода на западе Украины в Львовской области — "Галичина" (Дрогобычский НПЗ) и "Нефтехимик Прикарпатья" (Надвирнянский НПЗ).
Приобретение иностранными (главным образом российскими) инвесторами местных НПЗ дало повод украинским властям требовать увеличения их загрузки импортной нефтью. Сама Украина не может обеспечить себя сырьем, так как добыча нефти в стране составляет лишь 3,7 млн т в год. Отсюда и нефтяная зависимость, и периодически возникающие топливные кризисы. Впрочем, все это осталось в прошлом.
Русские иностранцы быстро решили проблему дефицита нефти и нефтепродуктов. С 2000 г. поставки сырья на украинские НПЗ выросли в четыре раза — до 16,55 млн т в 2002 г. Почти сразу же повысилась и переработка нефти — в 2,5 раза до 19,41 млн т.
Не случайно, что в прошлом году лидерами нефтепереработки на Украине стали "УкрТатНафта" и "ЛиНОС". На их долю пришлось соответственно 35,5% и 30% от общего объема переработки нефти. Правда, средний показатель загрузки украинских НПЗ сырьем составил всего 36%. Но оказалось, что даже то, что производится в стране, украинский рынок не может переварить.
"Соотношение внутренних поставок и экспорта нефтепродуктов в прошлом году у нас было 58% к 42%, — сказал "Фокусу" руково-дитель службы председателя правления "Укр-ТатНафты" Сергей Биленький. — Причем объем экспорта увеличился в семь раз. Наши планы предусматривают изменить эту пропорцию в пользу экспорта, т. е. 30% к 70%. Внутренний рынок не в состоянии потребить предлагаемые количество и ассортимент". По словам Биленького, основной экспортной продукцией большинства украинских НПЗ остается мазут. Впрочем, с этим мнением согласны не все.
"Отличительным моментом в 2002 г. стал рост экспорта светлых нефтепродуктов, так как на рынке в отдельные периоды наблюдается их излишек", — сказала "Фокусу" начальник отдела по связям с общественностью "ТНК-Украина" Ирина Ковальчук
Таким образом, внутренний рынок Украины оказался обеспечен нефтепродуктами, а большая часть производимого в стране при этом отправляется на экспорт. Поэтому ни увеличения объемов переработки нефти, ни глобальной реконструкции украинских предприятий в ближайшее время ожидать не стоит.
На внутреннем украинском рынке нефтепродуктов тоже наблюдается застой. После революционного выхода на него ТНК, которая в результате агрессивной политики получила сеть из 920 джобберских АЗС, ничего примечательного не происходило. Украинский розничный рынок стал все больше походить на российский. Охарактеризовать его можно двумя словами — тихий передел. Основными событиями розничного рынка Украины стали скандалы, связанные с демпинговыми играми российских компаний или их джобберов в отдельных регионах. Правда, на украинском розничном рынке остались достаточно сильные местные топливные компании, которые пока не дают расслабиться "интервентам". Это "Сентоза", Галнефтегаз" и "Континиум".
Впрочем, застой в украинской переработке и рознице вовсе не означает, что здесь ничего не происходит. Просто интересы российского бизнеса плавно переместились в несколько иную плоскость.
"Русский Фокус"
О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/main/18/89/355/10314_ukraine.html
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.