40 процентов российских семей вообще не имеют никаких сбережений. При этом сотая доля владеет 52 процентами от объема общей суммы накоплений, а 53 процента — всего двумя.
В Совете Федерации прошло последнее перед летними каникулами заседание Научно-экспертного совета при председателе СФ Сергее Миронове. Несмотря на то, что его тема была сформулирована глобально — "Бедность и богатство в современной России: состояние и прогноз" - обсуждение вышло очень интересным и даже бурным. Наиболее ярким впечатлением стали не столько сведения, обнародованные ведущими российскими учеными, сколько их почти полное единодушие в оценке проблемы бедности, продемонстрированное в том числе и теми, кто известен весьма либеральной точкой зрения по другим вопросам.
- Самым драматическим следствием прошедших в России преобразований стала поляризация общества, что влечет серьезные негативные последствия, — считает директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Наталья Римашевская . — Сложившаяся ситуация не имеет под собой объективных оснований: богатые и очень богатые не заработали состояния своим трудом, а просто воспользовались обстоятельствами и присвоили то, что им не принадлежало.
Сейчас за чертой бедности живут около 36 миллионов россиян, или четверть населения страны, половина из них — дети. Еще около 35-40 процентов жителей России относятся к группе малообеспеченных, стоящих ступенью выше. Доходы новой бедноты не превышают прожиточный минимум, составляющий, кстати, примерно половину от уровня 1991 года, когда наше государство также отнюдь не благоденствовало. Улучшения, по словам Натальи Римашевской, наступают "очень медленно, почти незаметно".
"Увеличение доходов населения на 30 процентов, о котором в последнее время трубит официальная статистика, на самом деле — ложь", считает Наталья Римашевская: этот рост не отражает реальный процесс, а охватывает только высокооплачиваемые группы населения.
К ним, кстати, принадлежит не так уж мало людей: это около 7 миллионов человек, или 5 процентов от общего числа россиян. Они-то и строят роскошные особняки, покупают дорогие иномарки, отовариваются в бутиках, где обычному человеку и появляться не стоит. Это они вызывают умиление некоторых иностранных, да и российских экспертов: вот, дескать, как вырос уровень жизни в России!
Поляризацию усугубляет то, что возникла она внезапно, не оставив времени на привыкание к новым условиям, да вдобавок — на фоне общего обеднения, когда доходы большинства населения упали в среднем в два-три раза. Одним из наиболее тяжелых ее последствий является маргинализация общества, подобно воронке, утягивающая на социальное дно все новых и новых россиян.
Какова же поляризация в цифрах? Соотношение размеров заработной платы 10 процентов самых высокооплачиваемых и самых низкооплачиваемых составляет цифру "30", что ставит Россию в один ряд с Чили, Бразилией и Мексикой. Если же рассматривать этот показатель по пятипроцентным группам, разрыв составит уже цифру "50", что является в своем роде мировым рекордом. 40 процентов российских семей вообще не имеют никаких сбережений. При этом сотая доля владеет 52 процентами от объема общей суммы накоплений, а 53 процента — всего двумя.
- Поляризация приводит к расслоению и дезинтеграции социальной ткани общества, настолько серьезной, что само поведение людей становится нехарактерным для российского населения, — говорит Наталья Римашевская. — Фактически образовались две России, которые плохо понимают друг друга. Они совершенно разные, и разрыв между ними будет только увеличиваться. Решение проблемы — системное реформирование в интересах большинства людей нашей страны.
Директор Института комплексных социальных исследований РАН Михаил Горшков добавил новые штрихи к портрету российского бедняка. Средний возраст его составляет 47 лет. По большей части это не пенсионеры, как принято считать (их среди бедных около четверти), а рабочие, в том числе квалифицированные (37 процентов) и лица с высшим образованием (примерно пятая часть).
Характерная особенность российской бедности, по данным главного редактора журнала "Социологические исследования" Жана Тощенко , в том, что к этой категории относится множество тех, кто честно трудится на своем рабочем месте, но получает вознаграждение, недостаточное для нормального существования. "Работающая беднота" - назвал их доктор психологических наук Михаил Решетников .
Бедность смещается в сторону малых городов и села: если в крупных городах к этой категории можно отнести 18-19 процентов населения, то на селе бедняков уже около трети. Половина бедных плохо питаются, около 80 процентов не имеют возможностей для полноценного отдыха, а треть вообще махнули на себя рукой и перестали бороться с обстоятельствами. Это грозит воспроизводством бедности, так как у детей бедняков изначально отсутствуют перспективы продвижения и роста. Какой удар нанесет это по конкурентоспособности страны, нетрудно представить.
- Нужно разработать общенациональную программу преодоления нищеты и бедности, — заметил Михаил Горшков, — Политическая сила, которая сделает это, будет иметь самое большое политическое будущее.
То, что в реальности подобная программа, или хотя бы концепция борьбы с бедностью, отсутствуют, отмечали многие экономисты и социологи. Практически все они видели решение в радикальном изменении долгосрочной стратегической политики в стране. Наиболее конкретные предложения внес академик Дмитрий Львов .
- Главная причина безобразного расслоения общества — корневая проблема собственности, которая игнорируется до сих пор на всех уровнях, — заявил он, — Минимум две трети общего дохода России дает ее природно-ресурсный потенциал, который не имеет никакого отношения к "бизнесу". Бюджет же на 70 процентов формируется за счет отчислений от фонда оплаты труда. Это несоответствие и есть главная причина подрыва социального здоровья нации: то, что у нас от Бога, должно принадлежать всем, а принадлежит единицам.
Академик Львов вновь выдвинул идею природной ренты, о которой он "говорит на протяжении уже нескольких лет, но его никто не слушает", как выразился один из участников заседания. Сопутствующими мерами станут радикальное изменение налогового законодательства, отмена НДС, введение прогрессивной шкалы налогообложения на имущество, увеличение затрат на образование и здравоохранение.
Стоит ли в ближайшее время ждать социального взрыва? Общее мнение экспертов — нет. По мнению Михаила Горшкова, тому много причин. В России уже сформировалось поколение, рассчитывающее только на себя, а не на государство. Общество больше не представляет собой единого целого. Оппозиция не пользуется особым доверием, непонятно, кому предъявлять претензии. При этом россияне накопили столь большой опыт выживания в экстремальных ситуациях, что найти вескую причину для масштабных социальных протестов, полагает Горшков, очень сложно.
Однако радоваться этому не стоит. "Нас подталкивают не изнутри, а извне, — сказал Дмитрий Львов, — Консервация нынешней ситуации окончательно изменит роль России в мире, вытолкнет нас на обочину мировой истории".
"Я смотрел за реакцией Миронова во время Вашего выступления, — сказал после заседания один из его участников. На его лице не дрогнул ни один мускул".
"Что ж, он очень хорошо владеет собой", — отшутилась его визави. Однако приведенные экспертами факты и цифры столь безысходны, что власть имущие просто обязаны продемонстрировать не великолепную выдержку, а недюжинную способность к решительным действиям.
Яна Амелина, ИА "Росбалт"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.