Парадокс: экономика, по словам чиновников, крепчает, рубль держится с завидным постоянством, а финансовое обращение в некоторых (пусть только в некоторых) отраслях постепенно вновь возвращается к временам натурального обмена. Да простят меня апологеты монетаризма (те, кто видят панацею от всех хозяйственных бед в постоянном равновесном поддержании курса "деревянного" и в устойчивом бюджетном профиците), но их потуги по консолидации и концентрации налоговых потоков, может, и обеспечивают определенный нищенский уровень благосостояния бюджетников — только к реальному экономическому росту никак не ведут. Хотя бы потому, что все большая часть бизнеса уходит в тень.
Посудите сами: если предприниматель, к примеру, заготавливает мясо, изготавливает колбасу на скромной по производительности линии, приобретенной по конверсионной программе, да параллельно торгует 'салями' или 'краковской', завезенной из соседних регионов, платить сотрудникам по 'полной программе' ему совершенно не с руки. Казанец Альберт Хамидуллин честно раскладывал передо мной распечатку прибылей: если официально платить 5 экспедиторам, 10 работникам колбасного цеха, 3 менеджерам по 7-10-15 тысяч рублей, в трубу вылетишь моментально — на одном ЕСН придется отдавать государству более половины доходов.
Хамидуллин не изверг, считает, что его работники должны зарабатывать достойно, но не за счет же разорения фирмы — поэтому предложил контингенту подписать официальные контракты по 3-4 тыс. руб. в месяц, а остальные деньги 'добирать' по 'конвертной', или вернее, 'пакетной' системе: путем левых выплат или выдачи достаточно ликвидной продукции колбасного ООО.
Не подумайте только, что возвращаются времена, когда работники мясокомбината на Центральном рынке продавали выданную в счет зарплаты полукопченую. Труженикам Альберта идти на базар не резон — у предпринимателя налажены надежные каналы сбыта, по которым он реализует и натуроплату для своего коллектива. Налогообложение — ноль, зарплата 2 раза в месяц. А что касается пенсионных накоплений — Хамидуллин предложил коллективу размещать их взносы в одном из негосударственных пенсионных фондов, где ЕСН пока еще можно обойти.
Нормально ли это — большой вопрос. Но еще более волнующая загадка: что заставляет Альберта прятаться в тень: не беспредельные ли аппетиты налогового ведомства? Если предприниматель вынужден отдавать три четверти прибыли, какой дурак захочет платить официальный мыт? Так что вопрос об относительной надежности колбасы по сравнению с баксами не праздный: коли выжимать бизнесменов будут с той же интенсивностью, что и сегодня, от налогового 'солнца' попрячутся не 50, а все 80% коммерсантов. То-то будет радости для поборников крепкого рубля...
Дмитрий Вишневский, "Известия Татарстана"
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.