"Кто-то пострелял, кто-то пограбил, а кто-то должен платить за это удовольствие?" - Да вы же, любезнейший, и оплатите!
Война в Ираке вне (зависимости от того буду ли остатки иракской армии продолжать диверсионную войну) окончена всерьез и надолго. Что бы ни утверждала американская пропаганда о целости нефтяной и транспортной инфраструктуры, совершенно очевидно — Ирак лежит в развалинах. Трудно представить, что после двух недель ожесточенных боев в Ум-Касре уцелел порт и нефтеналивной терминал. Также маловероятно чтобы в целости и сохранности остались нефтепроводы, нефтехранилища — все то, что составляет экономическую ценность Ирака. К тому же армии коалиции понесли серьезнейшие материальные затраты — сожгли тонны бензина, керосина и солярки, расстреляли миллионы снарядов, патронов, поистратили запасы "умных бомб". А все это стоит денег. А американские налогоплательщики, как известно, очень нервный и капризный народ и — ох как не любят расставаться со своими денежками. Впору поискать козла отпущения — потенциального спонсора. В США, как известно, имеется по этой части весьма богатый опыт.
Думается, в Федеративной республике Германия очень хорошо помнят, как после Второй мировой войны федеральное правительство отрывало миллиарды марок на содержание воинских контингентов стран-освободителей — Великобритании и США. Спору нет, в соответствие с "Планом Маршала" Германия получала (практически безвозмездно) огромные по тем временам суммы. Но на что? На закупки промышленного оборудования, товаров широкого потребления, продуктов питания и сырья в тех же США и Великобритании. На оплату многочисленных консультантов, советников и экспертов с американскими и британскими паспортами. И на содержание ставших лишними после "Большой войны" воинских соединений. Еще бы — ведь бравые "джи-ай" и "томми" не просто спасли голодных и униженных немцев от нацистской чумы, но и продолжали охранять их от "Угрозы с Востока".
В нынешней нелегкой ситуации США также нуждаются в спонсорах. И нет сомнения, что новое иракское правительство теперь не один год большую часть национального дохода страны будет тратить на компенсацию "освободителям". Однако вот беда — Ирак также должен немалые суммы и другим странам. Причем, как стало ясно после пробных заявлений некоторых высокопоставленных представителей иракской оппозиции, эти страны настроены насчет долгов Ирака весьма решительно, и отмахнуться от них нельзя. Тем более что, несмотря на их резкие выступления против войны в Ираке, правительства этих стран почему-то рассчитывают с выгодой для себя поучаствовать в восстановлении Ирака. Возможно, эти претензии и подтолкнули вашингтонских стратегов к остроумной мысли.
Не будет преувеличением сказать, что Франция, Германия и Россия, которым первый замминистра обороны США Пол Вулфовиц, предложил списать долги Ирака и тем самым поучаствовать в его восстановлении, поначалу повели себя как укушенные оводом горячие жеребцы. Первой и круче всех среагировала Германия. Канцлер ФРГ Герхард Шредер, как раз находясь на "Саммите проигравших" в Санкт-Петербурге, первым произнес сакраментальное немецкое "Nein". И действительно списанием долгов занимается Парижский клуб. У клуба на это есть определенная процедура. Германия — член этой почтенной международной организации. Следовательно, о списании или не списании долгов можно говорить только тогда, когда у Ирака появиться легитимное и признанное международной общественностью правительство. И это правительство направит в Парижский клуб письменную просьбу на этот счет.
Россия традиционно отреагировала как "лебедь, рак и щука". МИД РФ заявил, что обсуждение этой темы в ближайшее время Россией не планируется, ибо в Ираке нет законного правительства, да и вообще эта тема может обсуждаться лишь с учетом соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. А резолюции то ли не выполнены, то ли беспардонно попраны. Вице-премьер правительства Алексей Кудрин, находясь в Вашингтоне, заявил, что Ирак должен не только России, так что его долги — это "проблема многосторонняя" и также покивал на Парижский клуб.
Президент России Владимир Путин, посовещавшись в Петродворце с коллегами Шредером и Шираком, предложил более гибкий подход — заявил, что "Россия не возражает против такой постановки вопроса" и готова его рассмотреть, но только на "переговорах с Всемирным банком и МВФ". И напомнил американцам, что Россия по общему объему списания долгов беднейшим странам и так впереди планеты всей — на третьем месте в мире, а по списанию из расчета к объему ВВП так и вовсе — на первом. И, наконец, Владимир Путин подвел итог своим размышлениям на этот счет следующим образом: "Кто-то пострелял, кто-то пограбил, а кто-то должен платить за это удовольствие".
Прилетев в Москву и ознакомившись с точкой зрения президента, Алексей Кудрин сформулировал, похоже, окончательный подход страны к иракскому долгу. По его словам, Россия не должна прощать иракский долг, так как сама выплачивает долги бывшего СССР, которые никто и не думал списывать. Поэтому международное право и участие России в Парижском клубе кредиторов позволяют добиваться возвращения кредитов. "Здесь мы действуем на совершенно равных правах: как с нами поступают, так поступаем и мы", — заявил Кудрин в эфире телеканала "Россия", отметив при этом, что долги Ирака России в основном не военные. Таким образом, стремление Вашингтона "наказать" и унизить своих главных оппонентов на международной арене, совместными усилиями российского руководства было локализовано и введено в сугубо прагматическое русло.
Ничем иным, как намеренным оскорблением трех "великих" держав, предложение Вашингтона назвать нельзя. Иначе может создаться впечатление, что эксперты американского Минфина просто "не в курсе" кому и сколько должен Ирак. А этого быть не может, потому что не может быть никогда.
Сумма иракских долгов разными экспертами оценивается по-разному. Но если суммировать различные выкладки, то получится, что сумма долга Ирака России может составить от 8 до 12 млрд. долларов, Франции — от 10 до 12 млрд., Германии — в районе 4 миллиардов. Однако во время встречи министров финансов и глав центробанков G7 с участием России в Вашингтоне министр финансов США Джон Сноу, оговорившись, что не вполне владеет информацией, упомянул сумму предполагаемого долга Ирака Франции и России в объеме от 100 до 300 млрд. долл. (!), то есть в 12- 30 раз большую, чем официально признается этими странами. Такие заявления волей-неволей наводят на размышления.
Так или иначе, долги Ирака перед Россией, Францией и Германией намного меньше, чем перед некоторыми другими странами мира. По мнению некоторых экспертов, больше всего Садам Хусейн задолжал соседям — странам Персидского залива. И в частности, Саудовской Аравии, Кувейту и др. Речь здесь может вестись о нескольких десятках миллиардов долларов каждой из стран. Однако США не предложили Саудовской Аравии списать долг диктатора. Да и сами не изъявили никакой готовности простить Ираку его долг США. А это уже похоже на "прилюдный конфуз". Может быть, именно поэтому на встрече в рамках G-7 американское предложение как-то незаметно трансформировалось в призыв ко всем странам "Большой восьмерки". Потому что как день ясно — арабы свои долги не спишут. И именно это условие — основной залог их лояльности в отношении войны в Ираке.
Подгадили американцам и их союзники из рядов иракской оппозиции, которые по планам Пентагона и Госдепа США как раз и составят новое легитимное правительство Ирака. Видные иракские оппозиционеры неожиданно заявили, что не просили США обращаться по поводу долгов их родины к другим странам. Об этом заявил лидер Иракского национального конгресса Ахмад Чалаби.
По его словам, иракцы уважают свои обязательства и с каждым государством-кредитором новое правительство будет вести двусторонние переговоры по долгам и иным обязательствам Ирака. Чалаби считается наиболее вероятным кандидатом на пост главы будущей временной иракской администрации. И при этом он не устает повторять, что новому Ираку очень важно сохранить хорошие и добрые отношения с Россией. А раз есть такое желание, то, очевидно, найдется и политическая воля, сесть за стол переговоров по долгам и обязательствам.
Другой видный оппозиционер, член Центрального комитета Иракского национального конгресса, экономист Муваффак Фатухи заявил, что "такие страны, как Россия, Украина и Белоруссия были друзьями Саддама. Они его поддерживали. Так что никто им долги возвращать не будет. Они ему поставляли оружие, пусть и разбираются с Саддамом". Однако, помимо долгов по поставкам оружия, военных технологий и боеприпасов, существуют еще долги российским компаниям, имеющие вполне международный статус. При этом многие из этих сделок заключены при непосредственном участии СБ ООН — в рамках программы "Нефть в обмен на продовольствие". Даже если США и приватизируют всю нефтяную отрасль Ирака самостоятельно, обойти ООН в этом случае будет необычайно сложно. Следовательно, даже самые антироссийски настроенные противники Саддама не смогут отказаться от выплаты абсолютно всех долгов.
В рамках обозначенного российской стороной механизма взаимного списания долгов (мы списываем Ираку, Парижский клуб — нам) может оказаться, что дешевле согласиться с тем, чтобы Ирак заплатил долги России, чем заставить Россию списать эти долги. Ибо тот гигантский внешний долг, который сегодня числится за Россией — главный рычаг воздействия США. Позволить создать опасный прецедент одномоментного резкого сокращения этого долга США не решатся. После могут появиться и другие возможности для России избавиться еще от какой-нибудь части своих долгов. А большая страна с внушительным ядерным арсеналом, да которая еще ничем США не обязана — это такая угроза американской национальной безопасности, которая даже в самом страшном сне не может присниться гг. Бушу, Чейни, Кондолизе Райс, Сноу и Вулфовицу. Страшнее разве что — чудом воскресшие "Большой Джо" Сталин и председатель Мао во главе многомиллионных русско-китайских армий, для начала без боя занимающих штат Аляска и канадский Ванкувер.
О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/world/20/93/375/9671_debt.html
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.